20 декабря 2018, 16:57
Партнерский материал

Как перенести ИТ-инфраструктуру в облако и не пожалеть об этом

МТС
Пять советов специалистов по внедрению новых технологических решений

Требования локализовать данные на территории страны стимулируют спрос на российские ИТ-сервисы - государственные организации медленно, но верно переходят в облака. Этот сегмент ИТ-рынка ежегодно растет на 25-30%. При этом корпорации и госструктуры часто до последнего откладывают внедрение новых технологий, сетуя, что облачные решения небезопасны, а интеграция займет много времени и сил. Эксперты облачного провайдера #CloudМТС рассказали о пяти наиболее распространенных опасениях клиентов и о том, как с минимальными усилиями перейти в облако, не нажив себе новую головную боль.

Опасение 1. Переход в облако - это сложный процесс, который потребует долгих закупок и специальных знаний

1

Это утверждение давно потеряло отношение к реальности: сегодня крупные облачные провайдеры предоставляют не только само хранилище и услуги по обработке данных, но и сервисную поддержку на всех этапах: от внедрения облака в инфраструктуру заказчика до ежедневных консультаций. Для перехода в облако госкомпаниям не придется увеличивать штат, нанимая «специальных» людей - штатные ИТ-специалисты отлично справляются с этой задачей. Если возникнут вопросы, всегда можно обратиться на линию поддержки к провайдеру, который обязательно поможет. Также не стоит бояться несовместимости существующей инфраструктуры с облачной: современные облака позволяют строить гибридные схемы любой сложности, легко адаптируясь под заказчика. Кроме того, провайдеры отлично понимают специфику работы как бизнеса, так и госструктур - их решения как раз "заточены" на то, чтобы сделать процессы максимально эффективными. Не стоит опасаться и процесса закупки - его нужно пройти один раз, затем можно будет просто наращивать или сокращать необходимые мощности у существующего поставщика.

Можно:

Продолжать пользоваться "железной" инфраструктурой и тратить ресурсы на закупку оборудования, его сервисное обслуживание и модернизацию, постоянно оглядываясь на курс валюты. При этом нужно будет содержать и обучать внушительный штат собственных ИТ-специалистов.

Но гораздо легче:

Быстро и бесшовно мигрировать на облачную платформу - работа при этом не остановится. В практике МТС был случай, когда вся ИТ-инфраструктура крупной компании была перенесена с заграничной площадки в Россию всего за 48 часов. Если понадобится, то можно быстро докупить мощности в облаке - без сложной процедуры закупки и месяцев ожидания поставки оборудования. К тому же не нужно будет думать о регулярном обновлении систем и приложений - это полностью забота поставщика.

Опасение 2. Нельзя контролировать работу провайдера, а значит переход в облако - это потеря контроля над данными

2

Облако устроено так, что никто, кроме владельца информации, не имеет к ней доступа - это зона строгой резервации. Как правило, крупные провайдеры имеют развитые системы защиты от кибератак с собственным SOC (Security Operations Center) и круглосуточным мониторингом рисков. Кроме того, звучит непривычно, но размещать ИТ-системы на облачной платформе может быть даже надежнее, чем в собственных серверных. К примеру, МТС хранит свои данные не в одном, а сразу в нескольких дата-центрах, территориально распределенных по всей стране и соединенных собственными магистральными каналами связи. Это дает возможность реализовывать катастрофоустойчивые решения: даже если что-то вдруг пойдет не так, то сработает система резервирования.

Можно:

Продолжать обеспечивать безопасность ИТ-инфраструктуры собственными силами. Чтобы делать это на высоком уровне, вам нужно предусмотреть целый комплекс мер: сервисы киберзащиты, специализированное оборудование, шифрование данных и т. д. При этом системы не будут застрахованы от внезапного выхода оборудования из строя, перепадов электричества, доступа третьих лиц, ошибок обслуживающего персонала и т. д. Чтобы гарантировать отказоустойчивость оборудования, потребуется строительство нескольких территориально распределенных площадок, а это очень большие инвестиции.

Но гораздо легче:

Доверить все эти проблемы крупному облачному провайдеру, который способен стать для клиента "фабрикой" безопасных решений. По сравнению с собственными серверными предприятия инфраструктура провайдера - это большой отлаженный механизм, который не может внезапно прекратить работать. Как правило, у крупных провайдеров есть собственные дата-центры, построенные в соответствии с высокими требованиями по надежности и непрерывности работы глобального стандарта Uptime Institute (Uptime Institute - принятый в ИТ-отрасли глобальный стандарт для проектирования, строительства и эксплуатации дата-центров, являющихся основой цифровой экономики). Такие площадки есть у провайдера #CloudМТС. Кроме того, если в облаке провайдера хранят и обрабатывают данные крупные клиенты, то это подтверждает его надежность.

Опасение 3. Все системы перенесены в облако - а вдруг его отключат?

3

Во-первых, крупный провайдер не может просто так взять и отключить облако. Во-вторых, этот вопрос больше актуален для компаний, которые пользуются услугами зарубежных поставщиков облачных решений. Вопрос стал особенно острым в контексте санкций - как показывает практика, бизнес не застрахован от внезапного отключения. К примеру, по информации Tadviser, в апреле 2018 года зарубежный провайдер отключил российского производителя решений в области энергомашиностроения от доступа к своему облачному сервису. Последний попал в санкционный список. Понятно, что это кризисная для бизнеса ситуация: необходимо принимать экстренные меры, чтобы поддержать работоспособность систем и не понести убытки из-за остановки бизнес-процессов.

Можно:

Практиковать использование зарубежных облачных площадок, опасаясь их отключения при изменении политической обстановки, или строить собственную серверную инфраструктуру, резервируя ее в России. В первом случае, как видно из примера выше, велик риск проблем с работой всех систем, во втором на чаше весов гигантские затраты на строительство и обслуживание оборудования, которое регулярно будет требовать обновления и модернизации. Как показывает практика, бюджет на обслуживание может достигать еще 25-30% от стартовой стоимости оборудования.

Но гораздо легче: 

Выбрать российского провайдера облачных сервисов. Во-первых, в таком случае нет рисков быть "изгнанными", неся финансовые и репутационные потери. Отечественные провайдеры выгодны и с технологической точки зрения: у них более низкая сетевая задержка по сравнению с иностранными игроками. Сигналу не нужно "преодолевать" тысячи километров до инфраструктуры провайдера. И что особенно важно, организация будет защищена от рисков повышения стоимости услуг из-за колебаний курса валют. 

Опасение 4. Организация работает с персональными данными граждан. Сможет ли облачный провайдер обеспечить выполнение требований закона?

4

Существующее законодательство стимулирует спрос на облачные решения. Представим международную компанию, один из филиалов которой находится на территории нашей страны и работает с данными клиентов. Если не прибегать к услугам провайдеров, то для соблюдения требований регулятора компании пришлось бы строить соответствующую инфраструктуру с соблюдением всех необходимых требований к защите персональных данных. То же касается государственных организаций - необходимо предусмотреть множество аспектов технического и организационного характера.

Можно:

Самостоятельно "построить" всю систему: приобрести сертифицированное оборудование, обеспечить защиту данных российскими криптографическими средствами, выполнив все регламенты и требования к необходимому уровню защищенности данных. А при расширении или модернизации каждый раз повторять эти действия. На проектирование и реализацию защищенной информационной системы уходит далеко не пара месяцев.   

Но гораздо легче: 

Оставить эту головную боль другим. Например, выбрать российского провайдера, который создал в своем облаке аттестованный сегмент в соответствии со всеми требованиями законодательства по безопасности информации. К примеру, под персональные данные у #CloudМТС отведен выделенный сегмент облака, аттестованный согласно требованиям уровня УЗ-3. Заказчик может начать использовать все эти возможности в течение суток, просто подписав договор.

Опасение 5. Бюджеты ограничены, а новые технологии - это всегда дорого

5

Бизнесу и госструктурам важно внедрять инновации. Особенно сейчас, в условиях неопределенности экономики и удорожания зарубежного оборудования. Делать это нужно для того, чтобы не увеличивать текущие затраты и бюджеты на непрофильную деятельность.  

Можно:

Каждый раз закладывать в бюджет и обосновывать расходы на обслуживание и обновление оборудования. Строить собственные серверные, увеличивая капитальные затраты в условиях, когда средства нужны в данный момент: на новые проекты или внедрение инноваций. Также существуют риски убытков: прогнозы по необходимым объемам оборудования, например, в рамках масштабирования федеральных проектов на регионы, могут не сбыться. В таком случае организация просто "оставит" деньги в серверных.

Но гораздо легче: 

Перейти на облачные сервисы, которые позволяют не раздувать бюджеты и обеспечивают баланс в инвестировании при сокращении горизонта планирования. Облака позволяют гибко реагировать на внутренние и внешние изменения: докупать дополнительные объемы вычислительных ресурсов, когда это будет необходимо, не увеличивая парк ИТ-оборудования. В ритейле есть показательный пример - это периоды распродаж или "черные пятницы", когда нагрузка на системы резко возрастает, а затем также резко снижается. Облачные технологии позволяют увеличить или уменьшить объемы вычислительных мощностей на конкретный, заранее определенный период времени. В целом, как показывает опыт провайдеров, облачные решения позволяют оптимизировать текущие издержки на 25-30%.