МОСКВА, 22 января. /ТАСС/. Объединение "Дикси", "Бристоль" и "Красное и Белое" (К&Б), которое позволит создать третьего по величине игрока на продуктовом рынке, не приведет к росту цен на алкоголь в этих в сетях, так как конкуренция среди ретейлеров остается высокой. Таким мнением поделились с ТАСС опрошенные эксперты.
"Нельзя говорить, что после объединения алкомаркетов больше никого не остается на рынке, и это может привести к плохим последствиям. Во многих форматах продовольственных магазинов представлен алкоголь. Конкурентная борьба никуда не уходит, даже, может, обостряется. Объединить компании - это тоже задача. Говорить о каком-то завышении цен из-за слияния, думаю, не приходится, все равно есть конкуренция", - считает председатель правления Российской ассоциации экспертов рынка ретейла Андрей Карпов.
С ним согласен и гендиректор информационно-аналитического агентства Infoline Иван Федяков. По мнению эксперта, в настоящий момент данная сделка не приведет к росту цен в сетях из-за все еще высокой конкуренции на рынке, однако со временем, по мере дальнейшего развития сети, "Красное и Белое" сможет "отпустить" низкую цену. Федяков считает, что компании нет смысла сохранять бренд "Бристоль", который во многом копирует "Красное и Белое". "Как мне кажется, бренд "Бристоль" в данном случае не представляет ценности, магазины со временем будут поделены между "Дикси" и "Красное и Белое", - сказал он.
При этом управляющий партнер Agro and Food Communications Илья Березнюк отмечает, что в случае сохранения двух брендов алкомаркетов цены в "Красное и Белое" могут вырасти до уровня "Бристоль". "Что касается ценовой политики, то, на мой взгляд, цены сети "Красное и Белое", которая славилась на рынке максимальным демпингом, скорее всего поднимутся по ряду позиций до уровня цен второй алкогольной сети этого слияния - сети "Бристоль", - отмечает Березнюк.
Какие перспективы?
По мнению Карпова, компания станет третьим по величине ретейлером на российском рынке, что даст ей определенное преимущество с точки зрения закупочных цен. "Это отразится на цене потенциальной продажи. Даже если они не захотят инвестировать в цену, то это положительно отразится на прибыльности компании", - отмечает предправления Российской ассоциации экспертов рынка ретейла.
Березнюк считает, что объединение приведет к экспансии "Красное и Белое" в новых регионах. "Думаю, что и агрессивная политика челябинского бренда по захвату новых регионов, безусловно, станет другой. Иными словами - замедлит темпы захвата новых территорий. При этом в целом сеть станет одной из крупнейших в стране", - сказал он.
Федяков же отметил, что одной из целей слияния компаний может быть желание выйти на IPO. "Думаю, что основная цель акционеров - это выход на IPO. Уже сейчас совместная выручка составляет порядка 600 млрд рублей, в ближайшие 2-3 года может достичь триллиона. Крупные сети при таких оборотах как раз проводили размещение. На мой взгляд, это было бы логично", - пояснил эксперт.
Ранее гендиректор информационно-аналитического агентства Infoline Иван Федяков рассказал ТАСС, что, по его мнению, обыски в сети "Красное и Белое", которые прошли в конце декабря 2018 года, могли ускорить переговоры по слиянию с "Дикси" и "Бристоль".
Ситуация на рынке
Как говорится в обзоре рынка "ВТБ Капитала", объявленная сделка - одна из крупнейших в истории российского сектора розничной торговли. Консолидированная компания может стать третьим по величине игроком в секторе продовольственной розницы с долей рынка в 4%.
"Операционные результаты "Дикси" ухудшаются на протяжении уже нескольких лет. Согласно последним данным, в 2017 году выручка компании сократилась на 9% по сравнению с предыдущим годом, а конкурентные позиции "Дикси" в формате дискаунтеров ослабли", - говорится обзоре.
При этом отмечается, что "Красное и Белое", напротив, лидировала по темпам роста, серьезно ослабив позиции других ведущих игроков в сегменте алкогольной продукции. "За последние пять лет численность сети "Красное и Белое" увеличилась в нетто-выражении на 4600 магазинов, а продажи выросли в 14 раз. При условии грамотной стратегии новая компания может стать заметным конкурентом остальным игрокам в формате магазинов шаговой доступности", - сообщает "ВТБ Капитал".
По мнению "ВТБ Капитала", российский сектор продовольственной розницы обладает существенным потенциалом для консолидации, учитывая, что доля 10 ведущих игроков на этом рынке составляет всего 35% против 50-70% в странах с развитой экономикой.
Предыстория
21 января стало известно, что владельцы группы компаний "Дикси" и компании "Альбион-2002" (сеть магазинов "Бристоль") Игорь Кесаев и Сергей Кациев, а также владелец сети алкомаркетов "Красное и белое" Сергей Студенников договорились об объединении своих активов в единый розничный бизнес. В частности, в объединенном бизнесе Кесаеву и Кациеву будет принадлежать 51%, а Студенникову - 49%. Источник, близкий к акционерам "Дикси" и "Бристоля", сообщил ТАСС, что компании планируют сохранить все бренды в рамках слияния, документы по сделке еще готовятся в ФАС.
Федеральная антимонопольная служба в свою очередь сообщила, что не получала ходатайство об объединении торговых сетей "Бристоль", "Дикси" и "Красное и Белое".
Под торговыми марками "Дикси", "Бристоль" и "Красное и белое" в России работает более 13 тыс. магазинов.