23 января 2019, 16:03,
обновлено 23 января 2019, 17:13
Экономический форум в Давосе - 2019

"Лукойл" считает необходимым введение в России плавающих акцизов на топливо

Глава компании Вагит Алекперов уверен, что это позволит не только стабилизировать рынок, но и "защитить потребителей от скачков цен на нефтепродукты"

ДАВОС, 23 января. /ТАСС/. "Лукойл" рассчитывает на активное обсуждение долгосрочных мер по стабилизации российского рынка нефтепродуктов после марта 2019 года. Одной из таких мер может стать введение плавающих ставок акцизов на топливо, сообщил журналистам глава компании Вагит Алекперов.

"Они [принятые правительством РФ меры] эффективны, да, но на короткий период времени. Конечно, это не тот механизм, который позволяет в долгосрочной перспективе стабилизировать рынок нефтепродуктов РФ. Мы все-таки считаем, что после марта мы начнем активные консультации, чтоб все-таки была внедрена плавающая система акцизов на топливо на территории России", - сказал Алекперов.

По его мнению, это позволит не только стабилизировать рынок, но и "защитить потребителей от скачков цен на нефтепродукты".

Консультации о долгосрочных мерах могут начаться уже в феврале. "Есть разумные подходы. Жадность не должна довлеть над здравым смыслом", - подчеркнул Алекперов.

Он добавил, что демпфирующий механизм "имеет право на жизнь", но "переход на плавающий акциз, наверное, более простая и понятная схема". Демпфирующий механизм заработал с 1 января этого года в рамках завершения налогового маневра и компенсирует нефтяникам часть упущенной экспортной прибыли при реализации топлива на внутреннем рынке.

Замглавы Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин ранее оценил гибкий акциз на бензин и дизельное топливо, зависящий от цен на нефть, как самый эффективный инструмент стабилизации топливного рынка. При этом ведомство не верит в возможность ведения такого акциза в 2019 году в качестве альтернативы демпфирующему механизму.

В конце октября 2018 года правительство договорилось с российскими нефтяными компаниями о фиксации оптовых цен на бензин и дизельное топливо на уровне июня. А с января по 31 марта 2019 года нефтяники обязались удерживать их рост на уровне прогнозируемой в стране инфляции.

О наращивании ресурсной базы

Алекперов также заявил, что "Лукойл" заинтересована в наращивании ресурсной базы, но в настоящее время не видит интересных для приобретения проектов по добыче нефти в России. "В России, к сожалению, активы очень мелкие для нашей компании, плюс запасы 5, 8, 10 млн [тонн] - они пока не представляют никакой интерес. Но мы участвуем во всех тендерах, которые проводит министерство природных ресурсов, - сказал он. - Мы заинтересованы в наращивании ресурсной базы, мы прикладываем усилия как финансовые, так и в подготовке материалов. Но пока крупных объемов я не вижу".

В настоящее время "Лукойл" проводит аудит своих проектов по добыче нефти (upstream), что позволит помочь компании объективно оценить возможности роста. Так, анализу подвергаются запасы, потенциал разработки месторождений, экономические параметры эффективности действий компании.

"Работа показывает, что наши специалисты объективно преподносят всю информацию, но в то же время, тот потенциал, который есть на месторождениях, он полностью не реализован", - отметил Алекперов. Он считает, что эта работа может быть полезна в решении задачи борьбы с падением добычи нефти в Западной Сибири.

Глава "Лукойла" напомнил, что ранее добыча нефти в Западной Сибири доходила до 11% (от общего объема добычи по компании), но в 2018 году "Лукойлу" удалось снизить этот показатель до 4%. "А задача в 2020 году стабилизировать добычу в Западной Сибири", - сказал Алекперов.

Перевалка нефти через Варандей 

Помимо этого, глава "Лукойла" рассказал, что компания заключила контракт на перевалку нефти через терминал Варандей на первое полугодие 2019 года. "Актив сейчас развивается достаточно стабильно, мы заключили контракт на перевалку нефти на первое полугодие 2019 года, все там как-то стабилизировалось. Если раньше у нас была месячная перевалка, сегодня уже среднесрочная. Сегодня экономика любой сервисной организации зависит от объемов заказа. Чем больше объем [перевалки] через терминал, тем меньше расходов на единицу", - сказал он.

При этом глава "Лукойла" добавил, что компания пока не ожидает роста добычи на месторождении Требса и Титова. "Пока нет (в полугодовом контракте компания не исходит из роста добычи на месторождении - прим. ТАСС). Сейчас обсуждается инвестиционная программа, я надеюсь, что она будет более агрессивной, потому что все-таки вышли на те показатели, которые мы планировали увеличить", - отметил Алекперов.

В настоящее время тарифы на перевалку нефти через Варандей стали причиной спора между "Лукойлом" и "Роснефтью", последняя считает их необоснованными. Это произошло после того, как "Роснефть" купила контрольный пакет "Башнефти" и стала партнером "Лукойла" в СП "Башнефть-Полюс", которое разрабатывает месторождения им. Требса и Титова на севере Ненецкого автономного округа. При этом "Лукойл" заявлял, что готов отстаивать свою позицию не только в Федеральной антимонопольной службе России, но и, если потребуется, в суде.

Стоимость отгрузки крайне важна для "Роснефти", так как "Башнефть-Полюс" продает всю нефть трейдеру "Лукойла" Litasco по цене, из которой вычитается ставка на перевалку.

"Башнефть" и "Лукойл" совместно ведут разработку месторождений имени Требса и Титова в НАО, доказанные запасы нефти которых на 31 декабря 2015 года, по данным компании, составляли 240,2 млн баррелей. Пиковая добыча в 4,8 млн т в год будет достигнута к 2020 году. "Башнефть" получила лицензию на месторождения в начале 2011 года за 18,5 млрд рублей. Тогда же для освоения месторождений было создано СП "Башнефть-Полюс", в котором "Лукойл", имеющий необходимую инфраструктуру в НАО, получил 25,1% акций за $153 млн.

О выкупе акций

"Лукойл" на сегодняшний день в рамках программы buyback выделил более $1 млрд на выкуп акций с рынка, отметил Алекперов.

Говорить о том, будет ли программа завершена в 2019 году пока рано, добавил он.

"Лукойл" объявил о запуске с 3 сентября 2018 года программы по выкупу на открытом рынке акций компании и глобальных депозитарных расписок на сумму до $3 млрд. Завершить ее планируется 30 декабря 2022 года. При этом "Лукойл" сможет начать новую программу buyback, если действующая завершится ранее намеченного срока.

Об ОПЕК+

"Лукойл" планирует сократить добычу нефти в рамках выполнения соглашения ОПЕК+ на 30 тыс. баррелей в сутки. "С 1 января начало действовать соглашение по сокращению ОПЕК+. Мы по этому графику должны сократить к апрелю добычу на 30 тыс. баррелей в день", - сказал Алекперов.

Но, по его словам, компания снизит добычу до этого объема к марту, а в январе объем сокращения составит около 7 тыс. баррелей в сутки. Большая часть объема сокращения придется на февраль-март.

Он также отметил, что "Лукойл" нарастил добычу углеводородов в 2018 году на 4%, при этом, по его мнению, в 2019 году с учетом сделки ОПЕК+ уровень добычи будет на уровне прошлого года. "В 2018 году на 4% выросла добыча углеводородов. На эти уровни хорошо повлияли наши мегапроекты", - заявил глава компании.

Алекперов заметил, что без учета выполнения нормы нового соглашения ОПЕК+ "Лукойл" смог бы добыть в 2019 году на 1 млн нефти больше - около 84 млн т, а углеводородов - 128-130 млн тонн нефтяного эквивалента.

Кроме того, "Лукойл" планирует сохранить объем инвестпрограммы на 2019 на уровне $8 млрд .

Сделка ОПЕК+

ОПЕК и ключевые страны - производители нефти, не входящие в картель, в декабре прошлого года договорились сократить добычу на 1,2 млн баррелей в сутки от уровня октября 2018 года. Такое решение было принято на фоне новых признаков затоваривания рынка в конце прошлого года. Из-за того, что американские санкции против Ирана вступили в силу с некоторыми послаблениями, экспорт иранской нефти сокращался не так быстро, как ожидалось. Кроме того, в течение второй половины 2018 года усилено наращивали добычу Россия и Саудовская Аравия.

Согласно данным ОПЕК, добыча нефти стран ОПЕК+ в первом полугодии 2019 года в целом должна снизиться на 1,2 млн баррелей в сутки - до 43,9 млн баррелей. В том числе государства ОПЕК должны снизить производство на 812 тыс. баррелей в сутки - до 25,94 млн баррелей, "не ОПЕК" - на 383 тыс. баррелей в сутки, до 17,94 млн баррелей.

О негативном влиянии сделки 

Алекперов также выразил мнение, что длительное сокращение добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+ может иметь негативное влияние.

"На длительный период времени сокращать добычу - это значит сокращать инвестиционную составляющую в России, а значит и новые рабочие места. Позиция нашей компании и моя лично - да, точечные [меры по сокращению] эффективны, но в длительной перспективе это может негативно повлиять", - подчеркнул он.

Говорить о необходимости продления сделки ОПЕК+ на второе полугодие 2019 года пока рано, так как еще нет ясности по ситуации с Ираном. "Пока надо первое полугодие посмотреть, как будет развиваться ситуация с Ираном, и тогда уже принимать решение", - считает Алекперов.

Ранее источник ТАСС в ОПЕК сообщил, что картель изучает сценарий, при котором сделка будет продлена до конца года. В этом случае, подсчитали в ОПЕК, коммерческие запасы нефти стран ОЭСР снизятся на 50 млн баррелей ниже среднего за пять лет уровня. Если же сделка завершится в середине года, то запасы к концу года могут превысить пятилетнюю норму на 170 млн баррелей.