4 февраля 2019, 08:12
Партнерский материал

Доктор наук Ицхак Адизес выступит в Москве с лекцией для топ-менеджеров

BBI

Консультант Сбербанка, Visa и Cocа-Cola расскажет, как управлять изменениями в компании

27 марта в Москве пройдет лекция Ицхака Адизеса - специалиста по управлению и организационным изменениям. Адизес помогает компаниям и государственным организациям адаптироваться к меняющимся условиям и находить новые возможности. Среди его клиентов - правительства Израиля, Швеции и Бразилии, а также крупные корпорации: Сбербанк, Bank of America, Volvo, Visa, "Сибур" и Coca-Cola.

Ицхак Адизес получил звание почетного профессора в 10 университетах мира. Он преподавал в Стэнфордском университете, Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, университете Тель-Авива и других высших школах. Докторскую степень в области бизнеса он получил в Колумбийском университете в США. 

В России Адизес стал почетным доктором и научным консультантом в РАНХиГС - Российской академии народного хозяйства и государственной службы. Он также основал собственную консалтинговую компанию и бизнес-школу - Институт Адизеса. Компания обслуживает клиентов в десятках стран по всему миру, в том числе в России, США и Европе.

Ицхак Адизес разработал авторскую методику, с помощью которой организации могут развиваться без разрушительных внутренних конфликтов. В России его подход используют Герман Греф и глава “Сибур Холдинга” Дмитрий Конов.

Теория жизненных циклов корпораций

В основе методики Адизеса - теория жизненных циклов корпораций. Теория описывает стадии развития организаций от основания и расцвета до упадка. У каждой стадии свой набор типичных проблем и возможностей - все они подробно описаны в книге Адизеса “Управление жизненными циклами корпораций”. Автор опирается на данные научных исследований и на кейсы, которые он накопил за 40 лет работы консультантом. Выступая с лекцией, Адизес разбирает примеры, которые соответствуют реалиям конкретного региона или отрасли. Методика позволяет руководителям определить, на какой фазе развития находится их организация. Это облегчает дальнейшую диагностику проблем и поиск решений.

Описывая фазы развития организаций, Адизес использует метафору живого организма: в его модели компании рождаются, преодолевают младенчество и юность, достигают расцвета, начинают стареть, приходят в упадок и умирают. Но, в отличие от живых организмов, организации можно поддерживать в тонусе с помощью грамотного менеджмента. Более того, методика Адизеса позволяет "омолодить" стареющие компании.

Если метафора старения организма кажется поверхностной, достаточно открыть книгу Адизеса, чтобы увидеть, как подробно он проанализировал фазы развития компаний. Например, для каждой фазы характерна своя комбинация доминирующих стилей руководства. Адизес выделяет четыре таких стиля или роли: производитель, администратор, предприниматель и интегратор. Все четыре роли необходимы для оптимальной работы компании, но при этом они конфликтуют между собой.

Одна и та же роль доминирует на одних этапах, уходит на второй план на других и может полностью отсутствовать на различных стадиях упадка или патологического развития. Такая модель анализа получила название "код PAEI". Каждая буква этой аббревиатуры соответствует названию одной из ролей. Например, английская E относится к роли "предприниматель" - entrepreneur.

Модель PAEI: четыре роли руководителей

Роль производителя состоит в том, чтобы удовлетворить потребности клиентов, т. е. обеспечить оказание услуг или производство продукта. Производители работают на результат. Главный вопрос, которым они задаются, звучит так: "Что сейчас необходимо сделать?". Производители мыслят в категориях краткосрочной перспективы. В коде PAEI роль производителя обозначается латинской P.

Роль администратора состоит в налаживании процессов и оптимизации работы. Администраторы озабочены тем, как следует выстроить работу, чтобы экономить ресурсы и обеспечивать необходимый результат. В коде PAEI их роль обозначается латинской A.

Предприниматель занимается поиском возможностей и распознает потенциальные угрозы для компании. У предпринимателя есть четкое видение будущего компании. Он готов нести риски ради того, чтобы воплотить это видение в жизнь. Предприниматель обладает харизмой и умеет вести за собой других.

Наконец, интеграторы создают в компании "культуру взаимозависимости и родственности". Они обеспечивают слаженное сотрудничество функциональных подразделений. Адизес определяет интеграцию как "превращение организационного сознания из механистического в органическое".

Органическое и механическое сознание в организациях

Органическим сознанием Адизес называет ситуацию, при которой отдельные сотрудники и подразделения компании работают согласованно и могут без внешней помощи оперативно менять режим сотрудничества в зависимости от обстоятельств. При "органическом сознании" части целого эффективно кооперируют даже тогда, когда один из элементов системы вдруг выходит из строя или допускает ошибку.

Напротив, при "механическом сознании" отдельные части выполняют свои функции без оглядки на остальные элементы системы. Например, если у стула сломается одна из четырех ножек, он потеряет устойчивость. Чтобы он снова мог выполнять свою функцию, понадобится внешнее вмешательство - ремонт. Но если человек сломает один из пальцев на руке, он сможет самостоятельно научиться в какой-то степени компенсировать функции сломанного пальца четырьмя здоровыми. Организации, которые обладают органическим сознанием, подобны руке живого человека. Компании с механическим сознанием становятся похожими на стул, который не может самостоятельно достичь устойчивости без четвертой ножки.

Формулы PAEI для различных фаз развития

Каждую фазу развития компании Адизес описывает с помощью формулы, в которой буквы аббревиатуры PAEI записываются либо строчными, либо прописными - в зависимости от доминирующих ролей руководителей.

В компании на этапе "младенчества" доминирует роль производителя, поэтому формула этого этапа выглядит так - Paei. За "младенчеством" следует бурный этап под названием "Давай-давай" (от англ. go-go). Его формула имеет следующий вид - PaEi. Такая комбинация обозначает, что в руководстве компании доминируют роли производителя и предпринимателя. На этом этапе компания начинает искать новые возможности и думать о будущем, но еще не успела систематизировать процессы и создать сильную организационную культуру: роли администратора и интегратора не развиты.

Для каждой фазы жизненного цикла Адизес приводит не только формулу PAEI, но и несколько десятков типичных симптомов. Некоторые из них он определяет как нормальные проблемы, которые закономерно появляются на данном этапе. Помимо них Адизес выделяет аномальные проблемы: тревожные сигналы, свидетельствующие о том, что что-то идет не так. Аномальные проблемы могут повлечь за собой преждевременную смерть компании.

Для каждой фазы в начале жизненного цикла компании Адизес описал наиболее вероятный сценарий патологического развития. Например, на этапе "Давай-давай" ситуация, которую описывает формула PaEi, может закончиться так называемой западней основателя с кодом P0E0, где нули обозначают, что роли администратора и интегратора не только не получили дальнейшего развития, но и были заброшены вовсе.

Рост или старение?

Диагностика Адизеса позволяет еще до определения конкретной фазы развития понять, движется ли организация к расцвету или к упадку. Адизес сопоставляет рост и старение организаций по 17 пунктам. Вот некоторые из них:

  • В растущих компаниях успех обеспечивается принятием риска. В стареющих компаниях успех основан на умении избегать риска.
  • В растущих компаниях разрешено все, что не запрещено. В стареющих компаниях запрещено все, что не разрешено.
  • В растущих компаниях проблемы рассматриваются как возможности. В стареющих возможности рассматриваются как проблемы.
На лекции в Москве Адизес расскажет, как провести многоуровневую диагностику здоровья компании. Он разберет распространенные сценарии и кейсы из своей практики. Отдельный блок лекции будет посвящен методам "организационной терапии". Эксперт расскажет, как обеспечить движение молодых организаций к фазе расцвета и вернуть тонус стареющим компаниям. Лекция займет полный день и будет состоять из трех лекционных блоков и трех сессий вопросов и ответов.

Лекция Ицхака Адизеса пройдет 27 марта 2019 года в Москве.