В Счетной палате уверены, что ЦКАД не будет построена в срок
По состоянию на 1 декабря 2018 года, по данным ведомства, строительная готовность ЦКАД составляла от 0% до 66%
МОСКВА, 1 февраля. /ТАСС/. Строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) не будет завершено в установленные сроки. К такому выводу пришла Счетная палата по результатам проверки проекта. По мнению контрольного ведомства, к срыву сроков строительства ЦКАД привели системные проблемы и недостаточно эффективное управление проектом.
"На 1 декабря 2018 года строительная готовность ЦКАД составляла от 0% до 66%, что не позволит завершить работы на пусковых комплексах №1, №3 и №5 ранее IV квартала 2020 года, а на пусковом комплексе №4 - ранее II квартала 2021 года", - говорится в сообщении Счетной палаты.
"В январе 2018 года были приняты планы-графики ликвидации сложившегося отставания работ на пусковых комплексах №1 и №5. Однако они не выполнены. ГК "Автодор" уже направила предложения в Минтранс о переносе сроков завершения работ на декабрь 2020 года. Таким образом, доходы от эксплуатации ЦКАД, запланированные на 2019-2020 годы в размере 22,4 млрд рублей, госкомпании (ГК "Автодор") не поступят", - приводятся в сообщении слова аудитора Счетной палаты Валерия Богомолова.
Причины отставания
По мнению Счетной палаты, основные причины срыва сроков окончания работ - это низкое качество проектирования и длительность процедур по изъятию и оформлению земельных участков. Также в ведомстве указывают на недостаточность численности рабочих и дорожно-строительной техники на всех пусковых комплексах. При этом из-за неутвержденной проектно-сметной документации по отдельным локальным мероприятиям ЦКАД, по мнению ведомства, невозможно определить полную стоимость строительства.
"На 15 ноября 2018 года внебюджетное финансирование составило только 14 млрд руб. Средства были направлены в 2018 году на строительство пускового комплекса №3 в рамках реализации концессионного соглашения и составляют 52,6% от предусмотренного на 2017-2018 годы объема (26,6 млрд рублей). По остальным соглашениям средства инвесторов не привлечены. Сложившаяся ситуация свидетельствует о невыполнении инвесторами обязательств по софинансированию проекта и не соответствует принципам государственно-частного партнерства", - отмечают в Счетной палате.
Проверка также выявила нарушения, которые привели к увеличению стоимости работ на первом и пятом пусковых комплексах на 5,7 млрд рублей и 900 млн рублей соответственно, и неэффективные расходы на сумму 415 млн рублей в ходе подготовки территории для строительства третьего пускового комплекса.
Позиция Минтранса
В то же время первый заместитель министра транспорта Иннокентий Алафинов на коллегии Счетной палаты заявил, что для ликвидации отставания при строительстве первого пускового комплекса ЦКАД был утвержден единый график мероприятий. Также сформированы механизмы реализации этого графика, на объектах увеличены материальные, технические и трудовые ресурсы. "Исполнители и подрядные организации еженедельно отчитываются по единой форме, позволяющей объективно оценивать ход работ и необходимость привлечения дополнительной техники", - приводит Счетная палата слова Алафинова.
О проекте
Строительство ЦКАД примерно в 50 км от МКАД является одним из приоритетных государственных инфраструктурных проектов, ее возведение ведется в рамках пяти пусковых комплексов, четыре из которых представляют собой замкнутое кольцо. Проект ЦКАД был разработан в начале 2000-х годов, ее строительство началось в 2015 году.
Паспортом проекта ЦКАД предусмотрено завершение строительства на пусковых комплексах №1 и №5 в декабре 2018 года, на пусковых комплексах №3 и №4 в декабре 2019 года. В марте 2018 года, до смены кабинета министров, правительство согласовало перенос срока ввода ЦКАД-4 на декабрь 2020 года. Но окончательно решение не было утверждено президентом России Владимиром Путиным.
В октябре 2018 года Владимир Путин поручил правительству принять меры по недопущению увеличения стоимости реализации проекта ЦКАД и в месячный срок сформировать оперативный штаб для завершения строительства магистрали, в частности для еженедельного мониторинга хода работ. При этом Генпрокуратуре, СК РФ и Счетной палате было поручено провести проверку соблюдения интересов страны при заключении и выполнении госконтрактов и обоснованности увеличения стоимости строительства ЦКАД.
Потерянные инвесторы
Проектом ЦКАД интересовалась турецкая строительная компания Makyol, но в мае 2018 года отказалась от вхождения в проект на фоне антироссийских санкций. Велись переговоры с турецко-итальянской ICA Construction, итальянскими компаниями Astaldi и ANAS, турецким холдингом Renaissance Construction, японской Marubeni Corporation. Однако иностранцы в проект так и не вошли.