4 февраля 2019, 02:01,
обновлено 4 февраля 2019, 02:12

Чуйченко: контрольные закупки и мониторинг позволят эффективно решать задачи госконтроля

По словам вице-премьера, новую редакцию профильного законопроекта планируется представить к осени

МОСКВА, 4 февраля. /ТАСС/. Проверки бизнеса и других организаций должны будут занимать меньше места в работе государственного контроля и надзора. Об этом заявил вице-премьер - руководитель аппарата правительства РФ Константин Чуйченко в интервью газете "Коммерсантъ", опубликованном в понедельник.

Комментируя решение приметь механизм "регуляторной гильотины", Чуйченко отметил, что нужно "создать нормальные процедуры, по которым будут осуществляться проверки". "Хотя термин "проверка" здесь не совсем уместен. Ведь проверки должны занимать в деятельности контрольно-надзорного органа все меньше места - нужно больше работать в режиме мониторинга, в режиме взаимодействия. Задача не в том, чтобы выявить и наказать, а в том, чтобы предотвратить опасность, не допустить чрезвычайную ситуацию, обеспечив работу проверяемого в соответствии с установленными правилами", - сказал глава аппарата кабмина.

Контрольные закупки и тайный покупатель

По его словам, "всю систему нужно переориентировать на то, чтобы добиваться желаемого общественного результата, а не искать нарушения". "Нужно в законе закреплять новые формы работы органов по контролю и надзору, которые позволят, с одной стороны, эффективно решать задачи, а с другой стороны - не вмешиваться в деятельность проверяемого. Это прежде всего мониторинг, а также и так называемая "контрольная закупка" или "тайный покупатель": представители контрольно-надзорного органа приходят, смотрят, покупают, потом проверяют, проводят анализы, если в этом есть необходимость. И если есть нарушения, то только тогда проверяющий должен идти к прокурору и получать разрешение на внеплановую проверку", - сказал Чуйченко.

Он раскритиковал ситуации, когда только половина внеплановых проверок заканчивалась выявлением нарушений. "Либо проверяющие вводили в заблуждение прокурора, а он соглашался, давая разрешение на внеплановую проверку, либо здесь была какая-то составляющая, не хочу говорить "коррупционная", которая, не позволяла выявить эти нарушения", - отметил вице-премьер. "Именно поэтому мы и хотим в новую редакцию закона [о контрольно-надзорной деятельности] погрузить работу проверяющих в удаленном доступе, без взаимодействия с проверяемым", - продолжил Чуйченко.

Например, по его словам, "инспектор в режиме "тайного покупателя" придет в точку общепита и сам попробует, чем там кормят людей". "Если он поймет, что там нарушения, то напишет рапорт или докладную, получит разрешение у прокурора на внеплановую проверку и тогда уже выйдет на процедуры, которые за собой должны повлечь как минимум административную ответственность", - рассказал глава аппарата кабмина.

Удаленный мониторинг

Кроме того, продолжил он, "надо использовать технологии удаленного доступа и постоянного наблюдения". Так, в сфере обеспечения безопасности на шахтах, "по идее, контрольно- надзорные органы должны иметь свои приборы учета, видеть и постоянно мониторить ситуацию и таким образом иметь возможность оперативно реагировать на нарушения", считает вице-премьер. Чуйченко подчеркнул, что "многие предприниматели сами хотят заключать соглашения с контрольно-надзорными органами, предметом которых были бы "поведенческие" условия: быть прозрачными и избегать всех этих рейдов, проверок, которые приносят дискомфорт".

На вопрос, будут ли реализовываться пилотные проекты в рамках "регуляторной гильотины", например, в ресторанном бизнесе и на других объектах общественного питания, Чуйченко ответил: "Почему нет? Конечно". "Мы тоже готовы к этому подключиться, но для начала надо создать эти требования, которые затем могут быть сгруппированы по предметному принципу в виде методических пособий", - сказал он. При этом глава аппарата кабмина заметил, что контрольно-надзорная деятельность затрагивает не только бизнес, но также государственные предприятия и учреждения - например, школы и больницы.

Новый законопроект

Законопроект о госконтроле и надзоре планируется представить в новой редакции, документ должен быть готов к осени текущего года, отметил Чуйченко.

Госдума 21 февраля 2018 года приняла в первом чтении правительственный законопроект, направленный на комплексное реформирование системы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в России. Рассмотрения этого документа во втором чтении до сих пор не было.

"Мы готовим новую редакцию [проекта] закона, в том числе и с участием делового сообщества. Его пишет группа, состоящая из лучших специалистов юридической науки", - сказал Чуйченко и отметил, что над документом работают в том числе Институт законодательства и сравнительного правоведения, Высшая школа экономики, РАНХиГС. "Мы планируем к осени уже новую редакцию выдать <…> У нас есть поручение премьера - и мы прекрасно осознаем, что если мы его не выполним, нам "дадут по шапке", как минимум", - добавил вице-премьер.

По его словам, по сравнению с первоначальной версией, законопроект "должен быть более технологичным, более понятным, не таким большим по объему, содержать новые формы контроля". "В первой версии законопроекта очень много взглядов концептуального порядка, и многие положения той редакции регуляторного значения в себе не содержали <…> Сейчас мы хотим, чтобы этот закон приобрел юридически отточенную форму. Поэтому мы и предложили переписать и вынести на второе чтение [в Госдуме] уже другую редакцию, которая не будет содержать теоретических взглядов, а будет регулировать общественные отношения в области контроля и надзора", - сказал Чуйченко.

По его словам, новая редакция законопроекта "должна быть компактной, понятной, и каждая норма должна из себя представлять правило поведения, которое с одной стороны кому-то дает права, а с другой стороны кому-то предписывает определенные обязанности". При этом Чуйченко высоко оценил работу по подготовке первого проекта закона, которую курировал Михаил Абызов, занимавший до мая 2018 года пост министра по вопросам "Открытого правительства". По словам вице-премьера, при Абызове была проделана большая и системная работа, был сделан "в некотором смысле прорыв". "Ему удалось систематизировать те взгляды и те посылы, которые только начинали возникать в обществе к тому времени", - сказал вице-премьер.

Курирование реформы

Чуйченко добавил, что курировать реформу контрольно-надзорной деятельности будет замглавы аппарата правительства Юрий Любимов, также принято решение о создании отдельного департамента в кабмине.

Любимов в конце января был назначен заместителем руководителя аппарата правительства, а до этого занимал пост статс-секретаря - замминистра юстиции.

"Принято решение о создании специального департамента в аппарате правительства - совершенствование контроля и надзора будет важнейшим направлением его работы", - сказал зампред кабмина. По его словам, в новое подразделение перейдет, в том числе, часть сотрудников департамента по формированию системы "Открытого правительства".

По словам вице-премьера, новый департамент "будет отделен от "текучки", то есть люди, которые в нем работают, сосредоточатся на конкретных проектах" и должны будут "очень четко по времени выдавать результат". Таким образом, создание новой структуры призвано "сопровождать реформу и подкреплять ее силами и средствами". Кроме того, продолжил Чуйченко, в ближайшее время - до 25 апреля - по каждому виду надзора будет сформирована дорожная карта с персональной ответственностью руководителей.

Сроки регуляторной реформы

По его словам, в рамках "регуляторной гильотины", который предусматривает анализ и пересмотр действующих обязательных для бизнеса требований, каждое ведомство само должно определить порядок работы: оно может создавать новые требования с чистого листа, или на основе предыдущих норм.

"Гильотина" как раз предполагает, что мы создаем механизм правового регулирования - это федеральное законодательство и подзаконные акты. Когда это будет сделано - определим дату для каждого органа надзора: все старое, принятое до этой даты, отсекается, а применяются только соответствующий закон и нескольких подзаконных актов", - сказал Чуйченко, отметив, что пожарный надзор прошел через подобную процедуру в 2008 году и "бизнес ясно и четко дал понять: все, что касается пожарного надзора, всех устраивает".

"Мы будем стремиться, чтобы сроки были более-менее общие, но у каждого органа свой объем работы, поэтому единого срока быть не может", - сказал глава аппарата правительства. Он напомнил, что по поручению премьер-министра РФ к 1 февраля 2020 года должны быть разработаны нормативные акты и внесены соответствующие законопроекты в Госдуму.

"У нас есть основания говорить о том, что все будет выполнено в срок", - подчеркнул Чуйченко, отметив, что ранее было изучено мнение по этому вопросу каждого контрольно-надзорного органа. "Я понимаю, что у некоторых видов надзора будут определенные сложности. Но в любом случае, сроки надо обозначать, и к ним надо стремиться", - заключил Чуйченко.

Вопрос о термине

Чуйченко отметил, что сам термин "контрольно-надзорный" является спорным с точки зрения правовой теории, "потому что надзор является частью контроля". Однако, как подчеркнул вице-премьер, было принято решение при реформе контрольно-надзорной деятельности продолжать использовать этот термин, иначе "пришлось бы значительно "перелопатить" всю правовую систему". "И это, может быть, задача на дальнюю перспективу", - сказал Чуйченко.

"Я думаю, что это вопрос будущего - насколько корректен термин и чем отличается контроль от надзора. А сейчас нам стоит заняться более технологичными и прикладными вещами, иначе мы упустим время", - пояснил он.

Регуляторная гильотина

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на Гайдаровском форуме 15 января заявил, что поручит аппарату правительства разработать "дорожную карту" по снижению административной нагрузки на предпринимателей. Согласно этому плану, к 1 февраля 2020 года будет проведена проверка всех действующих нормативных актов, которые устанавливают обязательные требования к бизнесу.

По словам Медведева, задача сокращения избыточных норм может быть решена с помощью механизма так называемой "регуляторной гильотины": те нормы, которые не будут специальным образом одобрены или изменены, автоматически утратят силу. В результате останутся только нужные и современные документы, понятные как для бизнеса, так и для контрольно-надзорных органов.