26 марта 2019, 12:34,
обновлено 26 марта 2019, 15:35

Правительство и нефтяники договорились обновить соглашение о заморозке цен на топливо

Егор Алеев/ ТАСС

Как сообщил вице-премьер РФ Дмитрий Козак, нормы поставок на внутренний рынок будут уменьшены

МОСКВА, 26 марта. /ТАСС/. Правительство и нефтяные компании принципиально договорились о продлении соглашения о стабилизации цен на топливо до конца июня 2019 года. При этом условия для нефтяников будут смягчены: нормы объемов поставок на внутренний рынок скорректируют в сторону уменьшения, а формулу демпфирующего механизма изменят таким образом, чтобы уменьшить потери компаний.

Во встрече в правительстве приняли участие представители крупнейших нефтяных компаний: на ней были глава "Газпром нефти" Александр Дюков, первый вице-президент "Роснефти" Павел Федоров, первый вице-президент "Лукойла" Вадим Воробьев, глава "Нефтегазхолдинга" Эдуард Худайнатов, член совета директоров "Русснефти" Саид Гуцериев, председатель совета директоров New Stream Group Дмитрий Мазуров.

"Все принципиальные решения, о которых мы говорили раньше, приняты. Будем продлевать соглашение с корректировкой объемов поставки. Корректировка объемов поставок будет в сторону некоторого уменьшения, этот вопрос в проработке", - сказал по итогам встречи журналистам вице-премьер Дмитрий Козак.

По словам главы "Газпром нефти", нефтяники согласились с новыми договоренностями. По его оценке, они станут гарантией стабильности цены бензина в среднесрочной перспективе.

В свою очередь Дмитрий Мазуров подчеркнул, что правительство обещало нефтяникам не продлевать в дальнейшем заморозку цен на топливо и перейти к более рыночным механизмам регулирования отрасли.

О чем договорились?

Глава Минэнерго Александр Новак, который также присутствовал на встрече, отметил, что вопрос о корректировке норм поставок на внутренний рынок пока окончательно не принят и его будут дополнительно прорабатывать. "Есть разные варианты. Либо оставить 2017 [год] плюс 3%, или может быть скорректировать в сторону уменьшения. Это расчетные показатели, которые должны обеспечить наполнение внутреннего рынка. Это будет единая цифра для всех", - сказал Новак.

Правительство также скорректирует цены отсечения по бензину и дизелю в формуле демпфера, чтобы уменьшить потери нефтяников от поставок топлива на внутренний рынок. Планка по бензину будет сокращена с 56 тыс. до 51 тыс. рублей за 1 т, и с 50 тыс. до 46 тыс. рублей за 1 т по дизелю.

Само же соглашение правительства с нефтяниками о заморозке цен на топливо со скорректированными параметрами будет подписано в ближайшие дни, сообщил Новак. Представитель вице-премьера Дмитрия Козака Илья Джус добавил, что действующее до конца марта соглашение нужно продлить до конца этой недели.

Параллельно с этим Россия начинает процесс согласования с ЕАЭС нового механизма регулирования топливного рынка - лицензирования экспорта нефти и нефтепродуктов, который должен прийти на смену заключенному соглашению, отметил Джус.

Мнение экспертов

Аналитик "Финама" Алексей Калачев считает, что правительство в дальнейшем будет вынуждено и дальше продлевать соглашение о заморозке цены, так как пока не удалось найти более рыночные механизмы регулирования отрасли. "Правительство хочет продолжать контролировать рынок, боится выпустить его из-под контроля. Но других, более рыночных механизмов, разработано не было", - добавил он.

Что касается введения лицензирования, то для правительства оно станет дополнительной страховкой от дефицита на рынке, считает эксперт.

Другое мнение у советника гендиректора "Открытие брокер", доцента РАНХиГС Сергея Хестанова. По его словам, решение о продлении заморозки, скорее всего, связано с желанием сгладить эффект от повышения НДС. "Примерно к середине года эффект от роста инфляции из-за НДС будет в основном скомпенсирован, и тогда, скорее всего, переход к более свободному ценообразованию будет воспринят бизнесом и гражданами менее болезненно", - отметил он.

Хестанов уточнил, что решение о заморозке позволит растянуть рост цены из-за повышения на 2% НДС по всему году, а также избежать резких колебаний стоимости топлива и ажиотажа на рынке.