Минфин предложил включить нескольких неналоговых платежей (квазиналогов) в Налоговый кодекс. Соответствующий законопроект ведомство представило в правительство еще 1 марта, а месяц спустя опубликовало для общественного обсуждения и антикоррупционной экспертизы.
В пресс-службе Минфина подчеркнули, что никаких конкретных решений еще не принимали и предложение обсуждается с бизнес-сообществом.
О каких налогах идет речь?
В нынешнем виде инициатива предполагает, что Налоговый кодекс пополнится:
- экологическим налогом;
- утилизационным сбором;
- сбором за пользование автодорогами федерального значения;
- гостиничным сбором;
- налогом на операторов сети связи общего пользования.
По подсчетам СМИ, в 2018 году эти платежи принесли в бюджет 316,6 млрд рублей.
И кто их должен будет платить?
Налогоплательщики устанавливаются по аналогии с нынешними платежами.
Так, экологический налог заплатят компании и индивидуальные предприниматели за негативное воздействие на окружающую среду. К такому влиянию обычно относят выбросы загрязняющих веществ в воздух и воду и размещение отходов. Налог заменит нынешнюю плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Утилизационный сбор будет взиматься за производство или ввоз в Россию товаров, которые требуют, соответственно, последующей утилизации. Объединит нынешние экологический и утилизационный сборы.
За вред, который федеральным трассам наносят грузовики массой более 12 тонн, заплатят их собственники. Компания "РТ-Инвест Транспортные системы" в 2014 году стала администратором взимания платы с большегрузов в системе "Платон". Она же и сохранит эти полномочия при переводе платежа в Налоговый кодекс. Ставку "Платона" установили в размере 3,73 рубля на километр пути — сейчас действует льготный тариф 1,91 рубля, и она подлежит ежегодной индексации.
Гостиничный сбор, как легко понять, должны будут заплатить организации и физические лица, которые получают доход, предоставляя место для временного размещения и проживания, то есть в гостиницах, санаториях и т.д. Его максимальная ставка ограничится 100 рублями с одного человека в день. А заменит он действующий курортный сбор.
Операторы сети общего пользования сейчас отчисляют 1,2% от квартальной выручки в "резерв универсального обслуживания". Оттуда им возмещают убытки за обеспечение телефоном и интернетом удаленных населенных пунктов. Законопроект предполагает введение налога 1,2% с доходов, полученных от оказания услуг связи абонентам за квартал.
Чем квазиналоги отличаются от обычных налогов?
Они не входят в Налоговый кодекс и устанавливаются отдельными актами правительства, отраслевыми законами или местными властями. Тем не менее их уплата остается обязательной и, зачастую, регулярной. Среди таких платежей — страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, торговые, авторские сборы, сборы портовых служб, оплата услуг жилищно-коммунального хозяйства и т.д. Обобщающеего реестра со списоком неналоговых платежей не существует.
И зачем нужно менять их статус?
Минфин давно обращал внимание, что в России много неналоговых, но обязательных платежей и сборов. Включение их в Налоговый кодекс должно упростить администрирование властям, в то время как бизнесу станет сложнее уклоняться от уплаты, ведь за это теперь будет грозить не только административная, но уже и уголовная ответственность.
В пояснительной записке Минфин, в частности, отметил, что за уклонение от уплаты экоплатежей в России действует только административная ответственность, но не уголовная. Взыскания производятся в судебном порядке. А потому у налогоплательщиков нет мотивации добросовестно возмещать негативное воздействие на окружающую среду. При этом власти жалуются на фактическое отсутствие способов обеспечить обязательность уплаты сборов. В то время как взыскание налогов является принудительным и бесспорным.
"Установление экологического налога при сохранении действующего уровня фискальной нагрузки для добросовестных хозяйствующих субъектов позволит в перспективе увеличить поступления в бюджетную систему Российской Федерации и повысить уровень платежной дисциплины за счет улучшения качества администрирования, то есть возможности применения мер налоговой, административной и уголовной ответственности, способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, механизма принудительного и бесспорного взыскания к лицам, не исполняющим обязанность по уплате экологических платежей", — уточняет ведомство.
Как на предложение Минфина отреагировало бизнес-сообщество?
Оно выступило против инициативы и даже попросило лично президента России Владимира Путина остановить включение неналоговых платежей в Налоговый кодекс. Так, по мнению предпринимателей, администрирование новых налогов означает рост отчетности компаний, дополнительные проверки и санкции за нарушения — вплоть до остановки деятельности фирмы и уголовной ответственности.
Глава государства в итоге попросил первого вице-премьера, министра финансов Антона Силуанова не спешить с реализацией идеи. Тем не менее уже 26 марта премьер-министр Дмитрий Медведев сообщил о завершении работы над законопроектом. При этом он подчеркнул, что фискальная нагрузка на бизнес не должна расти, то есть власти не будут корректировать налоги ближайшие шесть лет.
Есть ли в законопроекте какие-нибудь послабления?
Минфин предложил временно ослабить штрафы за неуплату утилизационного и экологического налогов — с 20% до 10% от неуплаченной суммы.
И что самое главное — последняя версия законопроекта освобождает от экологического налога компании, которые сами утилизируют отходы. Ранее многие организации жаловались, что признание их налогоплательщиками в этом случае лишило бы смысла инвестиции в инфраструктуру самостоятельного сбора и утилизации отходов. Впрочем, еще в 2018 году представители Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и экологических организаций в целом критиковали инициативу Минфина, что она не дает компаниям стимула в принципе что-то делать для снижения негативного воздействия на окружающую среду. При этом налог растворится в бюджете и не будет напрямую связан с проведением природоохранных мероприятий.
Теперь Минфин ожидает конкретных предложений и замечаний со стороны бизнеса и общественных организаций, чтобы сформировать окончательный перечень неналоговых платежей, которыми целесообразно пополнить Налоговый кодекс.
И когда ждать изменений?
Если законопроект одобрят, то неналоговые платежи попадут в Налоговый кодекс не раньше 1 января 2021 года. Об этом сообщил официальный представитель Минфина Андрей Лавров по итогам встречи, в которой также участвовали представители бизнес-ассоциаций, Минэкономразвития, Госдумы, Совета Федерации и Счетной палаты. Таким образом и предприниматели, и налоговые органы получат достаточно времени, чтобы адаптироваться к новым условия.