БРЮССЕЛЬ, 9 июля. /Корр. ИТАР-ТАСС Денис Дубровин/. Существует реальная возможность "досудебного урегулирования" первого иска ЕС против России во Всемирную торговую организацию /ВТО/ по утилизационным сборам на импортные автомобили. Об этом заявил сегодня ИТАР-ТАСС постпред России при ЕС Владимир Чижов.
"Такая возможность существует, и могу вас заверить, Россия приложит все усилия для достижения мирового соглашения с ЕС по его иску в ВТО путем консультаций, не доводя дело до санкций", - заявил он.
По словам Чижова, консультации с ЕС в формате ВТО с российской стороны, "вероятно, будет вести Минэкономразвития и постпредство РФ в Женеве, поскольку постпредства при ВТО у нас еще нет".
По данным ИТАР-ТАСС, со стороны ЕС этот процесс будет вести Еврокомиссия, курировать его будет еврокомисар по вопросам торговли Карел Де Гюхт.
Чем недоволен Евросоюз
Еврокомиссия сегодня официально подтвердила принятие решение о подаче европейского иска в ВТО против России в связи с "сохранением дискриминационного утилизационного сбора" на импортируемые автомобили. Об этом говорится в полученном ИТАР-ТАСС заявлении еврокомиссара по торговле Карела Де Гюхта. Это первый иск Евросоюза к России в рамках ВТО.
"Евросоюз не имеет иного выхода, кроме обращения к механизмам устранения торговых разногласий ВТО, - отмечается в документе. - ЕС в течение последнего года неоднократно поднимал вопрос об этом налоге на двусторонних переговорах с Москвой, но это не привело к конкретному решению".
"Утилизационный сбор на импортируемые машины несовместим с базовым требованием ВТО, запрещающим любые дискриминационные торговые меры между членами организации", - заявил в этой связи Де Гюхт. Источники не исключают, что Евросоюз может теперь пойти на введение "зеркальных ограничительных торговых мер" против российского экспорта.
Как ранее пояснил европейский источник ИТАР-ТАСС, ЕС не требует отмены утилизационного сбора для иностранных автопроизводителей, а выравнивания правил игры для иностранных и российских производителей.
"Проблема не в самом утилизационном сборе, а в том, что российские автопроизводители его не платят, что создает для них серьезные конкурентные преимущества. Российские и европейские производители должны играть по общим правилам, как этого требуют нормы ВТО", - отметил он.
Россия должна играть по общим правилам
Ранее сегодня европейский дипломатический источник сообщил, что Евросоюз "в ближайшее время" подаст иск в суд ВТО против России в связи с продолжением действия в РФ утилизационного сбора на иномарки.
"Мы дали российским партнерам время сбалансировать эти дискриминационные торговые нормы до 1 июля. Теперь дело будет передано для разбирательства в ВТО. Россия является полноправным членом этой организации и должна играть по общим правилам", - подчеркнул дипломат.
Представитель Еврокомиссии не стал сегодня комментировать информацию о сроках начала возможного разбирательства, однако подтвердил, что вопрос о "дискриминационном характере утилизационного сбора со стороны наших российских партнеров вызывает серьезную озабоченность" Брюсселя.
Утилизационный сбор был введен в сентябре 2012 года и распространяется на импортеров всех видов автотранспорта, как нового, так и подержанного. Для легковой машины базовая ставка составляет 20 тыс рублей, для грузовой - 150 тыс, которые корректируются в зависимости от литража двигателя и года выпуска.
По оценкам европейских экспертов, сумма преференций, которые получает российский автопром в результате этой меры превышает 3 млрд евро в год.
Правительство РФ уже внесло в Госдуму законопроект о распространении утилизационного сбора на отечественный автотранспорт в соответствии с нормами ВТО, однако он пока не принят.
Еврокомиссия считает, что утилизационный сбор "фактически аннулировал" отмененные в процессе вступления России в ВТО таможенные пошлины на иномарки, и обходится европейским производителям в 1,3 млрд евро в год.