РФ согласна с требованием ЕС сбалансировать утилизационные сборы
Постпред России при ЕС прокомментировал ситуацию вокруг подачи Евросоюзом первого иска против России в ВТО
БРЮССЕЛЬ, 9 июля. /Корр. ИТАР-ТАСС Денис Дубровин/. Россия в целом согласна с требованием ЕС сбалансировать утилизационные сборы на автомобили для отечественных производителей и импортеров, однако для практической реализации этого требуется время. Об этом заявил сегодня ИТАР-ТАСС постпред России при ЕС Владимир Чижов, комментируя ситуацию вокруг подачи Евросоюзом первого иска против России во Всемирную торговую организацию /ВТО/.
Чижов также выразил уверенность, что существует реальная возможность "внесудебного, или, вернее, переговорного урегулирования" иска ЕС к России в ВТО по утилизационным сборам на импортные машины. "Такая возможность существует, и могу вас заверить, Россия приложит все усилия для достижения мирового соглашения с ЕС по его иску в ВТО путем консультаций, не доводя дело до санкций", - заявил он.
Претензии Евросоюза
"По сути иска тема утилизационных сборов за автомобили довольно давно обсуждается. Главная претензия ЕС в том, что в России были установлены разные ставки для производителей на территории РФ, в число которых, между прочим, входят европейские, японские и другие компании, открывшие сборочные заводы в России, и для импортеров. Причем для импортеров /ставки/ были выше. По мнению ЕС, это входило в противоречие с нормами ВТО", - пояснил российский поспред. Он особо подчеркнул, что "европейскую озабоченность вызывает именно разница этих тарифов, а отнюдь не их абсолютный размер".
"Ситуацию надо выправить"
"В принципе, разобравшись в этом вопросе российская сторона согласилась, что эту ситуацию надо выправить. Однако сам механизм утилизационных сборов и их конкретные размеры зафиксированы в российском законодательстве. Чтобы их скорректировать нужны поправки в законодательство. Такие поправки в один день не делаются. Они были подготовлены, утверждены правительством РФ и представлены в Госдуму. К моему большому сожалению Госдума рассмотреть их в полном объеме до летних каникул не успела. Что и породило ситуацию с обращением ЕС к ВТО", - отметил постпред.
Парламентские каникулы в России продлятся до конца сентября, а "вмешательство исполнительной власти в работу законодательной противоречило бы Конституции РФ", уверен дипломат. "Нормы ВТО отводят 60 дней на достижение договоренности путем консультаций, плюс десять /дней/ на начало этих переговоров. Будем надеяться, что успеем", - добавил Чижов.
Нужно использовать возможности внесудебного урегулирования
"Мы сожалеем, что наши партнеры в ЕС пошли по пути задействования механизма урегулирования споров в ВТО и не учли эти соображения российской стороны, хотя о них мы их информировали неоднократно, в том числе я это делал лично. Наша принципиальная позиция - надо в полном объеме использовать возможности внесудебного или, вернее сказать, переговорного урегулирования и этого вопроса и любых других разногласий, - продолжил постпред. - У нас, между прочим, к Евросоюзу список претензий не короче, чем у них к нам. Упомяну только третий энергопакет. Но мы пока не идем с этими вопросами в ВТО, хотя такая опция существует".
Примечательно, что в ходе бесед корр. ИТАР-ТАСС с европейскими источниками, они дали понять, что вполне осознают все сложности российской стороны в модификации системы утилизационных сборов. Однако они приняли решение все же вынести вопрос на рассмотрение ВТО, поскольку "за год вопрос о дискриминационных для европейских экспортеров российских сборах так и не был решен". В этой связи источники предположили, что угроза разбирательства в ВТО может "подстегнуть" российских законодателей.
Комментируя этот тезис, Чижов отметил, что "подталкивать законодателей, что в России, что в ЕС - занятие неблагодарное".
По его словам, консультации с ЕС в формате ВТО с российской стороны, "вероятно, будет вести минэкономразвития и постпредство РФ в Женеве, поскольку постпредства при ВТО у нас еще нет".
По данным ИТАР-ТАСС, со стороны ЕС этот процесс будет вести Еврокомиссия, курировать его будет еврокомисар по вопросам торговли Карел Де Гюхт.
Утилизационный сбор был введен в сентябре 2012 года и распространяется на импортеров всех видов автотранспорта, как нового, так и подержанного. Для легкового автомобиля базовая ставка составляет 20 тыс рублей, для грузового - 150 тыс, которые корректируются в зависимости от литража двигателя и года выпуска.
По оценкам европейских экспертов, сумма преференций, которые получает российский автопром в результате этой меры превышает 3 млрд евро в год.
Еврокомиссия считает, что утилизационный сбор "фактически аннулировал" отмененные в процессе вступления России в ВТО таможенные пошлины на иномарки, и обходится европейским производителям в 1,3 млрд евро в год.