МОСКВА, 15 апреля. /ТАСС/. Комитет Госдумы по бюджету и налогам рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении законопроект, вводящий классификацию субъектов федерации и муниципальных образований по уровню долговой нагрузки и устанавливающий предельное ограничение на обслуживание долга на уровне 10% от общего объема расходов бюджета региона. Документ внесен правительством РФ.
Планируется, что Госдума рассмотрит законопроект на заседании 14 мая.
Законопроект рассмотрен комитетом повторно. Ранее, 18 февраля, комитет отложил рассмотрение документа. Тогда во время его обсуждения Минфин представил данные о том, что в ближайшие два года совокупный госдолг регионов может вырасти в 1,5 раза: с 2 трлн до почти 3 трлн руб. по причине роста социальных обязательств. Это вызвало вопросы у депутатов. Как подчеркнул тогда глава комитета Андрей Макаров, увеличение долговой нагрузки регионов означает, что они не смогут выполнить поручения президента РФ и призвал Минфин либо "опровергнуть, либо пояснить эту цифру".
На заседании комитета в понедельник Андрей Макаров сообщил, что Минфин дал все пояснения по этим цифрам. Речь в представленных цифрах идет о Москве, Московской области, ЯНАО, ХМАО и Санкт-Петербурге, то есть о регионах - донорах, и, если речь идет о возможности увеличения долга, - это не значит, что он будет увеличен, подчеркнул депутат. "Поэтому тот вопрос, который у нас был, он отпадает", - заключил Макаров.
Документ предусматривает единый подход к классификации государственного (муниципального) долга на внешний и внутренний для всех публично-правовых образований, исходя из валюты долговых обязательств. Отнесение соответствующих обязательств субъектов РФ и муниципальных образований к внешнему долгу этих заемщиков обусловлено тем, что по этим обязательствам заемщик несет валютные риски. Также законопроектом предусматривается новое определение реструктуризации государственного (муниципального) долга, основанное на толковании в международной практике.
Законопроектом совершенствуется система оценки долговой устойчивости субъектов РФ и муниципальных образований путем закрепления более широкого перечня показателей долговой устойчивости, пересмотра установленных пороговых значений применяемых показателей и введения правил классификации указанных публично-правовых образований по группам долговой устойчивости.
Для субъектов РФ и муниципальных образований предлагается ужесточить ограничение объема расходов на обслуживание долга. Действующее ограничение в 15% является завышенным и едва ли в состоянии заранее сигнализировать об опасном увеличении рисков утраты платежеспособности региона, указывается в пояснительной записке. В соответствии с мировой практикой предельное значение показателя предлагается установить на уровне 10%.
Документ также предусматривает ограничение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию долга на уровне до 20% общего объема налоговых, неналоговых доходов бюджета и дотаций из бюджетов бюджетной системы РФ.
Оценка долговой устойчивости регионов
Предусматривается, что Минфин и финансовые органы субъектов РФ будут оценивать состояние долговой устойчивости субъектов РФ и муниципальных образований по установленному перечню показателей долговой устойчивости. Так, в зависимости от состояния долговой устойчивости субъекты РФ будут классифицированы по группам риска: заемщики с высоким, средним или низким уровнем долговой устойчивости.
Субъекты РФ (муниципальные образования) с высоким уровнем долговой устойчивости будут освобождены от необходимости согласования с Минфином и финансовым органом субъекта РФ программ государственных (муниципальных) заимствований и гарантий.
Субъекты РФ (муниципальные образования), отнесенные к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости, будут обязаны согласовывать с соответствующим финансовым органом программы государственных (муниципальных) заимствований и гарантий, а также предоставлять ему проект основных направлений долговой политики.
Субъекты РФ (муниципальные образования), отнесенные к группе заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости, будут вправе осуществлять рыночные заимствования только в целях рефинансирования долга. Помимо обязанности согласования с Минфином программ государственных (муниципальных) заимствований и гарантий, и проекта основных направлений долговой политики, они будут также обязаны утверждать и реализовывать согласованный с Минфином план восстановления платежеспособности.