В XVII веке парикмахеры создавали сложные прически великосветским дамам и господам, а через пару столетий в салонах красоты уже стригли очень коротко: в моду вошла стрижка пикси. Спустя десятилетия актуальной стала натуральная красота, но за сияющей кожей и естественно растрепанными локонами идут туда же - в парикмахерские. Независимо от времени и экономической ситуации бьюти-индустрия остается одним из самых перспективных направлений для предпринимателей.
Даже в условиях, когда население сокращает траты на необязательные продукты и услуги, некоторые сегменты рынка салонов красоты и моностудий показывают стабильный рост.
"Индустрия красоты редко обделена вниманием потребителей, так как давно из роскоши превратилась в объект повседневного неотъемлемого ритуала", - объясняет Анна Дычева-Смирнова, международный эксперт в области маркетинга парфюмерии и косметики, генеральный директор Reed Exhibitions Russia - организатора выставок INTERCHARM (0+).
В 2017 году объем рынка салонов красоты в России превысил 150 млрд рублей. Особенно востребованы новые форматы в виде барбершопов и салонов, специализирующихся на одной услуге, а также уберизация салонного бизнеса при помощи интернет-сервисов.
Так на какие направления бьюти-бизнеса стоит обратить внимание предпринимателю в 2019 году?
Моносалон
Популярность моносалонов, которые специализируются на одной услуге, растет с каждым годом. По данным исследования РБК, такой тип салонов развивается активнее других: с 2016 по 2017 год прирост составил 4,5%. Классические салоны красоты, оказывающие весь спектр услуг, стагнировали последние несколько лет. Востребованность моностудийных проектов связана с желанием клиента тратить время и деньги с умом, обращаясь за конкретной услугой: маникюром, оформлением бровей или стрижкой.
Подобный формат выгоден и для владельцев бизнеса. Во-первых, можно сэкономить на закупке оборудования и материалов: для маникюрного салона не понадобятся специальные раковины, фены, составы для окрашивания и прочее. Во-вторых, сосредоточившись на одной услуге, легче поддерживать качественный сервис, а значит, обеспечить непрерывный поток клиентов.
"Формат моносалона способствует созданию сильного коллектива специалистов в одной области", - отмечает Анна Дычева-Смирнова.
Специализация на одной группе клиентов
Курс на персонализацию прослеживается во всех областях: в рекламе, настроенной под каждого пользователя, в кремах и сыворотках, сделанных по индивидуальному рецепту, в возможностях кастомизировать одежду и обувь под себя. В бьюти-индустрии этот тренд заметен уже несколько лет: в 2016 году повсеместно (прирост составил 116,2% по сравнению с 2015 годом, по данным "РБК Исследования рынков") открывались барбершопы - салоны красоты, специализирующиеся на парикмахерских услугах для мужчин. По данным "РБК Исследования рынков", на август 2018 года 6% мужчин посещают барбершопы.
Хотя в последние годы эксперты отмечают замедление темпов роста этого сегмента, так как первичное насыщение рынка уже произошло, а рост клиентской базы замедляется, специализация на одной группе клиентов представляется перспективной. Еще несколько лет назад никто не думал, что для людей с кудрявыми волосами нужен отдельный мастер, а сегодня в салоны красоты, которые стригут только кудрявых, практически невозможно попасть без предварительной записи.
Натуральная косметика в салоне
В последние годы вопрос экологии все более актуален. Крупные продуктовые сети отказываются от полиэтиленовых пакетов, жители городов выступают за раздельный сбор мусора, а Китай планирует отказаться от тестирования косметики на животных. Люди задумываются об экологичном потреблении и стремятся покупать продукты, производство которых приносит минимальный вред окружающей среде. И косметику выбирают без искусственных красителей и ароматизаторов, предпочитая натуральные компоненты.
"Очень интересный тренд - экосалоны красоты, в которых все, начиная от полотенец и стиральных порошков, заканчивая косметикой, отобрано в соответствии с философией защиты природы", - добавляет Анна Дычева-Смирнова.
И если раньше экокосметику приходилось покупать в специализированных магазинах или заказывать в интернете, то сегодня на крупнейшей специализированной выставке индустрии красоты INTERCHARM Professional в Крокус Экспо отведена целая секция для брендов, производящих натуральную и органическую косметику.
Аппаратные процедуры
Благодаря доступности информации и популярности темы красоты в интернете даже неспециалисты знают, что, несмотря на постоянно совершенствующиеся составы косметических средств, от некоторых проблем с кожей можно избавиться только с помощью аппаратной косметологии. Прежде всего это касается шрамов, выраженного купероза и пигментации, растяжек и целлюлита, глубоких морщин. Антиэйдж-процедуры особенно популярны, и процент антивозрастных хирургических вмешательств заметно снижается за счет серьезного развития аппаратной косметологии.
На рынке представлен широкий ассортимент устройств, которые различаются по назначению и стоимости. В зависимости от ценового сегмента и концепции салона красоты можно укомплектовать его разными аппаратами. Например, сосредоточиться на предоставлении услуг по борьбе с возрастными изменениями и закупить для салона красоты аппараты для фототерапии и ультразвукового лифтинга. Или же последовать уже упоминавшемуся тренду на моносалоны и оборудовать студию лазерной эпиляции. Главное - это качественные устройства от надежного производителя.
Чтобы ближе познакомиться с косметологическими трендами, можно изучить сайты лидеров отрасли, отзывы на процедуры или посетить профильные мероприятия. Ближайшее состоится 18-19 апреля 2019 года: в рамках INTERCHARM Professional пройдет двухдневный конгресс по косметологии и эстетической медицине INTERCHARM Med.
Франшиза
Открыть точку известной сети проще, чем делать все с нуля. Сейчас большие сети уделяют много внимания своим франчайзи, заботясь об имени бренда и, конечно, о потенциальной прибыли. Часто франшиза - это не просто возможность использовать концепцию и логотип известного бренда, но и обучение и периодическая аттестация персонала или даже полное сопровождение при открытии салонов.
У крупных сетей масса преимуществ: благодаря большим объемам закупок они приобретают расходные материалы по низкой цене, могут сотрудничать с брендами, минуя посредников, имеют солидные бюджеты на продвижение бренда, а значит, рекламу каждого салона сети.
На выставке INTERCHARM Professional 18 апреля пройдет конференция "Бизнес-кейсы для руководителей салонов красоты и клиник: диагностика бизнеса", где основатель и генеральный директор сети TOPGUN Алексей Локонцев, сооснователь маркетплейса TopFranchise Василь Газизулин и совладелица популярной сети салонов красоты "Москвичка" Алла Акперова расскажут обо всем, что необходимо знать перед покупкой или продажей франшизы.
Помимо франшизы, на конференции для руководителей салонов будут раскрыты и другие актуальные для салонного бизнеса вопросы. На самой выставке INTERCHARM Professional, которая пройдет с 18 по 20 апреля 2019 года в Москве, среди 2500 представленных брендов можно найти все необходимое для комплектации или обновления своего салона. На мероприятии представлена продукция отечественных и зарубежных брендов профессиональной косметики и косметологии, ногтевого сервиса, парикмахерского искусства, визажа, дерматологии, эстетической медицины, трихологии, подологии и перманентного макияжа, а также мебель и оборудование для салонов красоты и клиник.