25 апреля 2019, 17:23
KazanSummit

Эксперты: качество товаров в РФ растет благодаря сознательности бизнеса и потребителей

Сергей Бобылев/ ТАСС

Специалисты отмечают, что это происходит за счет действия трех факторов, а именно: ответственности бизнеса, роста самосознания потребителей и работы системы контроля качества

КАЗАНЬ, 25 апреля. /ТАСС/. Рост качества товаров, наблюдаемый в настоящее время на российском рынке, происходит из-за действия трех факторов: повышения ответственности бизнеса, роста самосознания потребителей и работы государственной системы контроля качества. При этом общественный контроль пока почти не работает. Такое мнение высказали эксперты ток-шоу "Цена доверия" на проходящем в Казани саммите "Россия - Исламский мир: KazanSummit 2019".

ТАСС является генеральным информационным партнером KazanSummit 2019 и организатором ток-шоу "Цена доверия".

"Сейчас идет процесс формирования самосознания, формирования внутри себя понимания того, что я хочу получать качественный товар и я имею право его получать", - сказал в ходе ток-шоу заместитель руководителя Российской системы качества (Роскачество) Александр Беляев.

По его мнению, российское общество идет по пути становления общества осознанного потребления.

Беляев сообщил о росте качества российских товаров, который отмечает его ведомство (в частности, говорилось о том, что российские вина не уступают зарубежным аналогам). По его словам, "знаку качества" от его ведомства доверяют уже 60% российских покупателей, а рост продаж товаров со "знаком качества" за последний год составил 16%.

Баланс между госконтролем и ответственностью бизнеса

Среди экспертов, принявших участие в ток-шоу "Цена доверия", возникла дискуссия о степени государственного контроля качества товаров и услуг. В частности, основатель компании - производителя косметики Natura Siberica Андрей Трубников высказал мнение, что в его отрасли государственный контроль не нужен.

"Я считаю, что некоторым [госконтроль] нужен, а некоторым не нужен. <...> Косметика - это продукт творческий", - сказал он, признавая при этом, что государство должно регулировать использование тех или иных веществ в косметике.

В то же время глава компании - производителя робототехники Promobot Олег Кривокурцев сделал акцент на добросовестности производителя продукции. "Мы <...> - добросовестные производители, мы понимаем, что наш продукт важен, а есть и недобросовестные. А робототехника - это такая индустрия, что если где-то, не дай бог, загорелся робот, могут пострадать люди, может пострадать собственность. Поэтому мы к этому относимся с пониманием и все сертификаты добросовестно получаем", - сказал он.

По мнению главы татарстанского управления Роспотребнадзора Марины Патяшиной, госконтроль необходим, по крайней мере, в части безопасности товаров и услуг. При этом она добавила, что главную ответственность за продукцию несет производитель. "И здесь, конечно, мы говорим о добросовестности и недобросовестности. В частности, о том, что у производителя бывают соблазны удешевить продукцию", - говорит Патяшина.

Отвечая на реплику Трубникова о том, что производителем, заботящемся о качестве своей продукции, движет страх потерять рынок, а не боязнь штрафов, пусть даже больших, Патяшина заявила, что российское законодательство предусматривает и уголовное преследование производителей за некачественный продукт.

"Предусмотрена достаточно высокая ответственность. Штрафы для производителя и для продавца за реализацию небезопасной продукции - от 100 тыс. до 500 тыс. [рублей], в случае повторного нарушения - до 1 миллиона рублей. Но с июля 2017 года предусмотрена уже и уголовная ответственность за производство, хранение и оборот продукции, которая небезопасна для потребителя, поэтому сегодня меры, на мой взгляд, достаточно серьезные. Обязательно должен быть сохранен [госконтроль], иначе это позволяет нашим производителям лавировать", - считает она.

Слабость общественного контроля

В то же время общественный контроль в России пока не развит, заявила в ходе ток-шоу руководитель татарстанского управления Объединения потребителей России Евгения Храмова.

"Конкретно функцией контроля наделено государство - это еще с незапамятных времен, когда был заключен общественный договор, что общество доверяет государству регулирование в некоторых сферах. Что касается общественного контроля - насколько наши потребители готовы заниматься общественным контролем? Я считаю, что у нас недостаточно ответственное общество, граждански ответственное, для того, чтобы заниматься общественным контролем", - сказала она.

По словам Храмовой, ее выводы подтверждаются статистическими данными. По ее мнению, об общественном контроле можно говорить только в том смысле, растет он или нет, и насколько растет, существенного влияния же на ситуацию он не оказывает. Храмова назвала две возможности для реализации общественного контроля: через общественные организации и через то, покупают ли сами покупатели тот или иной товар.

О втором пути, обозначенном Храмовой, говорил и замглавы Роскачества Александр Беляев. "Есть понимание (у производителя - прим. ТАСС), что качество товара необходимо соблюдать для того, чтобы не потерять доверие общества. Действительно, у нас, я думаю, эта тенденция будет дальше расти - покупатель платит <...>. Соответственно, он делает осознанный выбор", - сказал Беляев.

Роскачество как "мягкая сила"

Беляев назвал Роскачество "мягкой силой", позволяющей правильно функционировать всей цепочке - от государственного контроля до продвижения качественного товара.

"То есть мы смотрим товары, награждаем лучшие "знаком качества", рассказываем о том, что действительно эти товары прошли серьезную проверку - потребители начинают этому товару больше доверять, производитель получает большую прибыль, потому что его товар чаще покупается. Сети начинают обращать больше внимания на товар со знаком качества и размещать его у себя на выигрышных позициях", - рассказал Беляев.

Он сообщил, что, по данным Роскачества, около 60% российских покупателей доверяют "знаку качества" от этого ведомства, и продажи товаров, отмеченных Роскачеством, в последнее время растут. "У нас есть довольно интересная статистика: за последний год в среднем у нас рост продаж товаров со "знаком качества" составил 116%", - сказал Беляев.

KazanSummit 2019

XI Международный экономический саммит "Россия - Исламский мир: KazanSummit 2019" проходит в Казани с 24 по 26 апреля, он собрал более 3 тыс. участников из 57 стран мира. Деловая программа саммита включает 50 тематических сессий. В этом году на форуме впервые проходят всероссийский форум индустриальных парков "PARKI", Казанский международный фестиваль мусульманского кино, Торгово-экономическая миссия Республики Казахстан, Российско-Индонезийский бизнес-форум.

Саммит впервые проходит на территории комплекса "Казань Экспо". Мероприятие традиционно собирает представителей международных организаций, органов государственной власти, финансовых институтов, посольств, депутатов парламентов, ведущих инвесторов и бизнесменов, топ-менеджеров российских и зарубежных компаний.