Все новости
Партнерский материал

Новые "Ласточки": как в ближайшее время изменятся популярные скоростные электропоезда

Автоведение, компьютерное зрение для поездов и другие технические новинки на скорости 160 км/ч

В мае отмечают свое пятилетие скоростные электропоезда "Ласточка", выпущенные на заводе "Уральские локомотивы" (совместное предприятие Группы "Синара" и компании Siemens). За эти несколько лет поезда нового поколения успели зарекомендовать себя как популярный скоростной транспорт. Это и пригородные электрички, и городские поезда на линиях Московского центрального кольца (МЦК), и межрегиональные экспрессы. "Ласточки" получили распространение во многом благодаря своим универсальным характеристикам, высокому качеству и надежности. Срок службы поезда составляет 40 лет, и он идеально подходит под различные климатические условия России: устойчив к суровым холодам, жаре и влажному морскому климату, приспособлен к работе в температурном режиме от минус 40 до плюс 40 градусов.

Уральские электропоезда относятся к новому поколению облегченных модульных составов, развивающих скорость до 160 км/ч. Оборудованные интеллектуальными системами управления и видеонаблюдения, а также системой, поддерживающей комфортную температуру в салоне, "Ласточки" оправдали ожидания пассажиров по комфорту и безопасности. А универсальная платформа поезда позволяет создавать модификации в соответствии с условиями эксплуатации и пожеланиями заказчика.

На автопилоте

Первая "Ласточка", оснащенная элементами системы автоведения с возможностью прицельной остановки на платформе в диапазоне 50 см, появится на маршруте МЦК уже летом 2019 года. Она получит систему машинного зрения, разработанную ОАО "РЖД": камеры, радары и сканирующие лидары позволят сформировать двух- или трехмерную картину, а специальное программное обеспечение оценит состояние и занятость путей. До конца 2019 года специалисты установят соответствующую систему на 38 поездах.

"МЦК - один из самых передовых полигонов эксплуатации, где внедряются инновационные проекты, - пояснил генеральный директор "Уральских локомотивов" Олег Спаи. - Автоматика позволит снизить влияние человеческого фактора и безопасно сократить интервалы между поездами с пяти до четырех минут к ноябрю текущего года".

Специалисты завода уже опробовали элементы системы автоведения на грузовых электровозах "Синара" серии 2ЭС6 и перенесли этот опыт на "Ласточки". На отдельных участках уральские поезда уже курсируют по заданным маршрутам и графикам, а компьютеры следят за системой торможения и тяги, обеспечивая прибытие на станцию к точно заданному времени.

"Ласточка": составы под заказ

Первые скоростные уральские поезда "Ласточка" поставлялись в комплектации по пять вагонов. Такая конструкция была связана с использованием шины передачи данных, которая управляла периферийными устройствами и была настроена на ограниченное количество вагонов. В 2015 году заводские инженеры заменили ее на шину Ethernet, создав тем самым возможность менять составность электропоезда в зависимости от потребности заказчика и пассажиропотока на маршруте.

"Благодаря реализации новых технических решений мы имеем возможность собирать составы из семи, десяти и двенадцати вагонов. При этом тяговые характеристики поезда не меняются", - пояснил Олег Спаи. Такая комплектация поезда обеспечивает стабильные перевозки в больших городах в час пик и на загруженных межрегиональных маршрутах.

Десятивагонный поезд, первый в перспективной линейке разносоставных "Ласточек", был передан заказчику в декабре 2018 года. Сейчас он обслуживает маршрут, с которого начиналась история эксплуатации уральских скоростных поездов на сети РЖД - "Москва - Тверь - Москва". При этом количество пассажиров увеличилось почти на треть: от 1300 до 2000, что позволяет быстро справиться с растущим пассажиропотоком без сокращения интервалов между поездами.

Уже в первый год реальные цифры по пассажиропотоку на МЦК значительно обошли ожидания: в 2016 году "Ласточки" вместо планируемых 75 млн перевезли 97 млн пассажиров. Сегодня они стабильно выдерживают пассажиропоток в 400 тыс. человек в день. Последний рекорд в составе московского метро они поставили в апреле 2019 года, во время закрытия севера Сокольнической линии. За сутки удалось перевезти более 543 тыс. человек, а 1 апреля зарегистрировали еще один рекорд: по МЦК проехал 300-миллионный пассажир.

На новый уровень

Еще один способ увеличить пропускную способность железных дорог - двухуровневые поезда, разрабатываемые на базе стандартной комплектации "Ласточки". По проекту они будут двигаться с той же скоростью, что и обычные (160 км/ч), но смогут вмещать большее количество пассажиров. Как и в других поездах этой серии, в салоне будут доступны Wi-Fi, розетки для зарядки смартфонов, просторные санитарные блоки и платформы для маломобильных граждан. Отличие будет в новом дизайне сидячих мест и купейных вагонов, а также в новых подходах к обеспечению питанием по принципу авиационных перевозок.

"Как известно, в марте текущего года мы подписали соглашение с РЖД о разработке технических требований эксплуатации моделей на двухэтажный электропоезд на базе "Ласточки" с распределенной тягой. Проект предполагает использование состава как для дальних перевозок, в которых он сможет находиться в пути почти сутки, так и для пригородных маршрутов. Сейчас наши инженеры приступили к предварительной проработке этого проекта, и мы надеемся в 2023 году начать передавать такие поезда РЖД и Федеральной пассажирской компании", - сообщил Олег Спаи.

Лекарство для регионов

Скоростной транспорт делает регионы доступнее. В 2017 году "Ласточки" запустили на маршруте Санкт-Петербург - Выборг, сократив время в пути на час. Теперь общее время маршрута составляет всего 1 час 15 минут. При дальних перевозках, например между Москвой и Иваново, контраст между обычным и скоростным поездом еще заметней: сегодня "Ласточка" идет 3,5 часа, а еще недавно обычный поезд был ночным и следовал все 7 часов. При открытии данного маршрута на тот момент врио губернатора Ивановской области Станислав Воскресенский подчеркнул, что запуск скоростного электропоезда на этом участке открыл инвестиционные перспективы и позволил создать новые рабочие места.

На сегодняшний день "Ласточки" различных модификаций курсируют на маршрутах Москвы, Московской, Свердловской, Ленинградской, Ивановской, Курской, Орловской, Калининградской и Псковской областей, Республики Карелия и Пермского края. Уральские электропоезда постоянно расширяют географию присутствия и планируют выход на новые регионы.

По данным опроса ВЦИОМ, проведенного среди пассажиров железных дорог, 48% опрошенных считают, что на их маршрутах скоростных поездов недостаточно. В городах, где пока нет скоростного сообщения, 47% предпочли бы сэкономить время и доплатить за билет на быстрый поезд. В настоящее время "Ласточки" активно используются на территориях с высоким пассажиропотоком, но скорость и комфорт должны приходить и в другие регионы, где нагрузка на железнодорожный транспорт ниже. В связи с этим перед конструкторами "Уральских локомотивов" стоит задача сохранить все преимущественные технические характеристики скоростного электропоезда, но сделать проект экономически эффективнее для региональных перевозчиков под конкретные потребности на заданном маршруте.

Уже сегодня специалисты разрабатывают несколько вариантов решения поставленной задачи. При сохранении уровня комфорта для пассажиров, но и обеспечении экономической эффективности поезда можно, например, уменьшить количество вагонов и дверей в составе. При малом пассажиропотоке на качество услуг для потребителей данные изменения не повлияют, но снизят финансовую нагрузку на перевозчика. 

Также специалисты планируют применить ряд технических решений для снижения себестоимости продукта. Например, в результате уменьшения количества тяговых двигателей скорость станет чуть ниже, но ведь далеко не везде инфраструктура готова к движению в 160 км/ч. Все это сделает "Ласточки" доступными для региональных пригородных компаний.

Энергосбережение

Помимо разработки новых модификаций "Ласточек", на заводе ведется постоянная работа над решениями в энергосберегающей области, которые планируется интегрировать в пассажирский подвижной состав. Уже имеется концепция вагона, который будет содержать в себе аккумуляторные модули, способные питать электропоезд в тяговом режиме и обеспечивать комфорт пассажиров от специальных батарей.

Всем известно, что сегодня "Ласточки" играют значительную роль в перевозках на электрифицированных участках. Но они заходят и на участки, где электрификация отсутствует. Для транспортировки составов на маршрутах без тока используется мощный тепловоз, что влечет за собой серьезные дополнительные расходы. Чтобы эти расходы оптимизировать, специалисты завода предполагают разработать проект - пока еще опытный - с аккумуляторными модулями.

Вагон со встроенными батареями может быть вцеплен в существующий состав, например на маршруте Москва - Иваново. На участке, где есть электрификация постоянным или переменным током, "Ласточка" могла бы работать на нем и параллельно заряжала бы батареи. А после того, как электропоезд достигнет неэлектрифицированного участка, там подключались бы аккумуляторы и обеспечивали самостоятельное движение состава до Иваново. Конечно, проект предполагает строительство зарядной станции в Иваново, но экономически это было бы выгоднее, чем постоянное использование тепловозной тяги.

"Такие технологии уже применяются за рубежом, - подчеркнул Олег Спаи. - Наши климатические условия, несомненно, отличаются от европейских, поэтому целесообразно было бы начинать с опытного образца".

Завод "Уральские локомотивы" не останавливается на достигнутом и постоянно совершенствует свой подвижной состав, максимально используя адаптируемую под запросы заказчика базовую платформу-трансформер скоростного поезда "Ласточка".