6 июня 2019, 14:00,
обновлено 9 октября 2019, 09:35

Совместная компания Alibaba, РФПИ, Mail.ru и "Мегафона". Какой она будет и что изменит

David Becker/ Getty Images

Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), Alibaba, Mail.ru Group и "Мегафон" объявили о стратегическом партнерстве еще в сентябре 2018 года. Финальное соглашение о создании совместного предприятия (СП) "AliExpress Россия" они подписали 5 июня 2019 года, а закрыли сделку в октябре.

Условия сделки

1

У СП "AliExpress Россия" будут акции двух видов — экономические права (доля в уставном капитале) и голосующие. На момент закрытия сделки основным владельцем СП стала Alibaba Group — она получила 55,7% экономических прав, у "Мегафона" — 24,3%, у Mail.ru Group — 15%, а у РФПИ — 5%.

В голосующих акциях ситуация сложилась по-другому: Alibaba Group — 49,9%, "Мегафон" — 30,2%, Mail.ru Group — 18,7%, а РФПИ — 1,2%. То есть контрольный пакет акций остался в руках российских партнеров.

Управлять компанией будут сразу два генеральных содиректора: Alibaba Group назначила нынешнего главу AliExpress в России — Лю Вэя, а Mail.ru Group — своего первого замдиректора Дмитрия Сергеева. В совет директоров войдут представители всех четырех компаний.

Что может измениться через год

2

Если РФПИ воспользуется полученным опционом (правом) на выкуп части акций у Alibaba за $194 млн, то доли могут измениться: 

  • Alibaba Group — 47,8% экономических прав, 47,6% голосующих;
  • "Мегафон" — 24,3% уставного капитала и 26,4% голосов;
  • Mail.ru Group — 15% и 16,3% соответственно;
  • РФПИ — 12,9% и 9,6%. Кроме того, фонд может заключить опционное соглашение на покупку до 4% акций СП "AliExpress Россия" у "Мегафона".

Инвестиции

3

  • Alibaba Group вложила в СП $100 млн и российский бизнес AliExpress, в который входят одноименный интернет-магазин и площадка Tmall.
  • "Мегафон" в обмен на 24,3%-ную долю в СП "AliExpress Россия" продал Alibaba свою экономическую долю (9,97% акций) в Mail.ru Group.
  • Mail.ru Group передала СП свой интернет-магазин Pandao и $100 млн, еще $82 компания внесет в течение года.
  • РФПИ инвестировал в совместное предприятие $100 млн.

Что еще нужно знать о сделке

4

  • Акционеры СП "AliExpress Россия" обсуждают создание отдельной платежной системы, которая будет обслуживать компанию.

"Наиболее важные технологии будут перенесены на территорию России либо окажутся под контролем российской стороны, как и передача данных. Главный успех переговоров: мы договорились, что это предприятие будет отдельной самостоятельной компанией, а не филиалом одной из сторон. Мы также обсуждаем создание СП по приему платежей, которое будет обслуживать "AliExpress Россия", — рассказал глава Mail.ru Group Борис Добродеев в интервью изданию "Коммерсантъ".

После ее окончания пользователи получат доступ ко всему ассортименту и AliExpress, и Tmall. Покупки можно будет сделать через специальное приложение на платформе VK Apps, а оплачивать их — с помощью VK Pay, банковских карт и электронных кошельков.

Эксперты AliExpress тогда отметили, что благодаря интеграции с "ВКонтакте" активная аудитория маркетплейса может за год вырасти вдвое.

  • В декабре 2018 года совладелец холдинга USM Алишер Усманов заявлял, что заработать СП может уже в 2019 году.

Тогда оставалось решить вопросы технологической безопасности российских ресурсов и использования технологий компании Alibaba в России. USM контролирует производителя железорудной продукции "Металлоинвест" и сотового оператора "Мегафон", а также является совладельцем Mail.ru Group.

  • Изначально совместное предприятие с Alibaba собирался организовывать Сбербанк.

Но в итоге переговоры ни к чему не привели. Как объяснил позднее глава российского банка Герман Греф, ни в каких вариантах партнерства Сбербанк не получил бы контроль над технологией — она бы не принадлежала российскому лицу, а на это они пойти не могли. И банк стал развивать онлайн-ретейл вместе с "Яндекс.Маркетом" — на его базе работает маркетплейс "Беру".

  • По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), еще в 2017 году на Китай приходился 91% посылок из 290 млн трансграничных отправлений, прибывших в Россию.

А основным поставщиком закономерно стал AliExpress. На этой площадке в России ежегодно закупается около 20 млн пользователей. Показатели Tmall пока ниже, но и его выручка стремительно растет, рассказывал ранее Лю Вэй.

Чего компании рассчитывают добиться

5

По словам главы РФПИ Кирилла Дмитриева, совместное предприятие поможет достичь $200 млрд товарооборота между Россией и Китаем — планка, которую поставили лидеры двух стран. "Очень важно, что это предприятие также создаст очень много рабочих мест на территории России, и мы программный продукт Alibaba будем развивать именно на территории России, для российского рынка", — уточнил он.

Также Дмитриев заявил, что уже сейчас партнерство обеспечивает доступ к сервисам электронной коммерции более чем половине россиян, а отечественные производители получили выход на 1,5 млрд пользователей в Китае и по всему миру.

В Alibaba совместное предприятие назвали важной частью общей стратегии глобализации. Для "Мегафона" оно означает возможность "развивать экосистему удобных онлайн-сервисов" для своих клиентов. А в Mail.ru Group рассчитывают, что СП станет "бесспорным лидером на российском рынке электронной коммерции".

Кроме того, все четыре компании видят потенциал для вывода "AliExpress Россия" на биржу (проведение IPO), заявил гендиректор "Мегафон" Геворк Вермишян.

Мнение экспертов и участников рынка

6

В сентябре 2018 года, когда о создании СП только объявили, в пресс-службе "Яндекс.Маркета" отмечали, что это еще один важный этап становления рынка электронной коммерции. "Сейчас рынок e-commerce в России занимает 4%, когда в развитых странах 10–15%. Мы уверены, что здоровая конкуренция придаст ускорение развитию этого направления в России", — уточняли в компании. Но она также надеялась, что "новое СП <…> будет строить экосистему, доступ к ресурсам которой, например, к рекламным возможностям социальных сетей, будет у всех игроков рынка". 

Сооснователь и CEO Lamoda Флориан Янсен тогда же видел большие перспективы для роста рынка электронной коммерции в России. "Рост рынка с приходом новых больших игроков станет еще одним фактором развития логистической инфраструктуры во всей России. Так что мы думаем, что от роста конкуренции выиграют все, в том числе российская экономика", — заявлял он.

Это не первый случай крупного участия китайского бизнеса на российском рынке, так что эту сделку можно расценивать как еще один шаг по углублению сотрудничества России и Китая, считает портфельный управляющий инвестиционной компании QBF Денис Иконников. По его мнению, явного "конфликта" между СП "AliExpress Россия" и СП Сбербанка и "Яндекса" ожидать не стоит, хотя бы потому что первая компания специализируется именно на китайских товарах, а вторая привлекает отечественных продавцов. А фондовый рынок сделку, скорее всего, и не заметит — так как "Мегафон" буквально с 3 июня приостановил торги на Московской бирже, а для Alibaba это все-таки недостаточно крупная сделка, чтобы отразиться на котировках. 

Президент АКИТ Артем Соколов отметил, что усиление конкуренции всегда благоприятно влияет на рынок. Тем более российский рынок — растущий, а значит, места на нем хватит всем. Он также уточнил, что по итогам 2018 года объем рынка e-commerce в России достиг 1,66 трлн рублей — это примерно 5,3% от общего объема розницы.

Кроме того, эксперты уверены, что участие в сделке Mail.ru и использование площадок компании позволит создать новую форму онлайн-торговли в России.