МОСКВА, 3 сентября. /ИТАР-ТАСС/. Эксперты Минфина России предлагают отменить субсидии на воздушные перевозки для Дальнего Востока - около 25 млрд рублей на 2013-2020 годы, смягчив последствия такой меры отменой НДС на покупку или лизинг самолетов. Об этом говорится в итоговом отчете о результатах деятельности экспертных групп по проведению оценки эффективности расходов федерального бюджета на 2014-2016 годы и представлению предложений по их оптимизации.
"Как показывает опыт США, в субсидировании авиаперевозок кроется определенная опасность, - говорится в документе. - Программа началась с 7 млн долларов в 1978 году как временная, сроком на 10 лет. Программе уже 35 лет, и она достигла 200 млн долларов расходов".
В расходах российского бюджета на 2013-2020 годы на субсидирование авиаперевозок с Дальнего Востока в европейскую часть страны и обратно заложено около 25 млрд рублей /в среднем по 3,125 млрд рублей ежегодно/. "Такие расходы бюджета можно считать необоснованными и экономически неэффективными", - указывают эксперты Минфина, поясняя, что жители Хабаровска, Владивостока, Благовещенска имеют доступ к транспортной инфраструктуре.
"Нет насущной необходимости для государства субсидировать такие рейсы, как Якутск-Геленджик-Якутск в самый разгар летнего сезона, - пишут авторы доклада. - Население Дальнего Востока может выбрать альтернативные, менее дорогие с точки зрения транспортных издержек места для отдыха". Эксперты предлагают отказаться от субсидирования таких перевозок, сохранить их в низкий сезон или только для некоторых групп граждан /например, ветеранов/.
Отмена субсидий приведет к ощутимому сокращению доходов авиакомпаний, признают эксперты. В качестве меры, которая могла бы смягчить последствия такого решения, авторы доклада предлагают рассмотреть отмену НДС /18 проц/ при покупке или лизинге воздушных судов. Такая мера будет стимулировать авиакомпании покупать новые самолеты, что уменьшит издержки компании и, в свою очередь, приведет к снижению тарифов, в том числе и для жителей Дальнего Востока.
"В результате отмены налога в бюджет не будет поступать порядка 110-112 млн долларов в год /от 3,36 млрд рублей - ред./, что может компенсировать последствия от отмены или реструктуризации субсидий воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока", - подсчитали авторы документа.
Экспертный доклад подготовлен для представления в администрацию президента РФ.