7 октября 2013, 15:55

Сечин предлагает ограничить рынок заправки судов тремя компаниями

Фото ИТАР-ТАСС/ Алексей Давыдов
Фото ИТАР-ТАСС/ Алексей Давыдов
Это "дочки" "Роснефти", "ЛУКОЙЛа" и "Газпром нефти"

МОСКВА, 7 октября. /ИТАР-ТАСС/. Глава "Роснефти" Игорь Сечин считает, что реализацию программы по развитию рынка бункеровки /услуг заправки топливом морских и речных судов/ следует доверить только производителям судового топлива - дочерним структурам трех вертикально-интегрированных нефтяных компаний /ВИНК/. Такое предложение глава "Роснефти" направил премьер-министру Дмитрию Медведеву 23 сентября, копия письма имеется в распоряжении ИТАР-ТАСС.

В письме Игорь Сечин отмечает, что "помимо подразделений ВИНК на российском рынке бункеровки действует пул независимых игроков, которые закупают топливо у мини- заводов, так называемых "самоваров", выпускающих нефтепродукты сомнительного качества. В дальнейшем эта продукция реализуется по демпинговым ценам с использованием "серых" схем и офшоров, что приводит к значительному недопоступлению налогов в бюджет", - пишет Сечин. По его данным, объем рынка бункеровки на сегодня оценивается на уровне 8-9 млн тонн в год, причем 70% объема продаж приходится на специализированные подразделения ВИНК - "РН- Бункер" /дочернее предприятие "Роснефти"/, "ЛУКОЙЛ-Бункер" / принадлежит ЛУКОЙЛу/ и "Газпром нефть марин бункер" / дочерняя компания "Газпром нефти"/.

В заключение своего письма глава "Роснефти" предлагает "реализацию программы развития бункерного рынка доверить исключительно производителям бункерного /судового/ топлива, предоставляя приоритет тем производителям, которые имеют долгосрочные контракты".

На письме Сечина стоит резолюция премьера Дмитрия Медведева, согласно которой главе Минтранса Игорю Соколову и главе Федеральной таможенной службы /ФТС/ Андрею Бельянинову поручено подготовить предложения по развитию портовой инфраструктуры и рынка бункеровки.

В пресс-службе ЛУКОЙЛа ИТАР-ТАСС заявили, что компания поддерживает данную инициативу. "Роснефть" и "Газпром нефть" не смогли предоставить оперативный комментарий. Один из участников рынка, который пожелал остаться неназванным, сказал, что данная инициатива может вызвать разорение нескольких десятков компаний.

Запрет на заправку на рейде

Во второй половине августа начальник Центра энергетической таможни ФТС запретил заправку судов топливом "на рейде" /в море, в относительном удалении от берега/ и потребовал обеспечивать ее только у причалов. После этого рейдовая бункеровка была прекращена в нескольких портах России. Российская ассоциация морских и речных бункеровщиков 3 сентября обратилась с официальным письмом в Федеральную антимонопольную службу, в котором потребовала отменить приказ, так как он нарушает положения антимонопольного законодательства и ограничивает бункерные компании в законной возможности осуществлять деятельность по снабжению судов припасами

Вопрос бункеровки поднимался на совещании 31 августа, посвященном социально-экономическому развитию Приморья, которое проводилось под руководством президента России Владимира Путина. Глава государства отметил, что в ситуации с бункеровкой судов в портах необходимо разобраться, и предложил "вместе подумать над этим с участием правительства".

Российская ассоциация морских и речных бункеровщиков включает в себя 38 участников. Среди них дочерние бункерные компании "Роснефти", ЛУКОЙЛа, "Газпром нефти" и "Транснефти", а также множество независимых организаций.