23 октября 2013, 12:01

Украина потеряла 60% объемов автопрома из-за введения Россией утилизационного сбора

Готовые автомобили Chance на складе Запорожского автомобилестроительного завода. Фото ИТАР-ТАСС/ Анатолий Струнин
Готовые автомобили Chance на складе Запорожского автомобилестроительного завода. Фото ИТАР-ТАСС/ Анатолий Струнин
Как следствие - стоял вопрос об увольнении около 17 тысяч рабочих — премьер-министр Украины

КИЕВ, 23 октября. /ИТАР-ТАСС/. Введение Россией утилизационного сбора на легковые и грузовые автомобили привело к потере Украиной 60% объемов производства автопрома, сообщил сегодня украинский премьер-министр Николай Азаров на заседании правительства. "Введение Российской Федерацией утилизационного сбора на автомобили привело к тому, что отечественный автопром потерял 60% объемов производства. Как следствие - стоял вопрос об увольнении около 17 тысяч рабочих. И только вынужденные симметричные меры, введенные нами, приостановили стремительный спад в автомобилестроении", - сказал Азаров.

Утилизационный сбор в РФ - основном рынке сбыта украинских автотранспортных средств, был введен с 1 сентября прошлого года.

9 июля этого года Брюссель опротестовал в Всемирной торговой организации /ВТО/ правомерность действующего в РФ утилизационного сбора, посчитав его дискриминационным для собственных автопроизводителей. Этот сбор распространяется на импортеров всех видов автотранспорта, как нового, так и подержанного. Для легковой машины базовая ставка составляет 20 тыс. рублей, для грузовой - 150 тыс., которая корректируются в зависимости от литража двигателя и года выпуска.

С того момента стороны не смогли снять все имеющиеся разногласия в рамках двусторонних консультаций и в начале октября Брюссель потребовал формирования панели арбитров в рамках ОРС. В Москве этот шаг назвали "сколь неожиданным, столь и необъяснимым". Директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития России Максим Медведков обратил внимание на то, что оно принято на следующий день после того, как Госдума в соответствии с достигнутым со всеми участниками спора пониманием, приняла в первом чтении поправки в законодательство, которые уравняют условия уплаты сбора для российских производителей и импортеров.

Вчера стало известно, что Россия отклонила запрос Евросоюза об учреждении третейской группы экспертов в рамках ВТО по иску Брюсселя о действующем в РФ утилизационном сборе на иностранные автомобили. Но как заявил представитель ЕС в ВТО на заседании Органа по разрешению споров,  Европейский союз не отказался от иска в отношении России по поводу действующего в РФ утилизационного сбора на иностранные автомобили, так как до сих пор не получил от Москвы объяснений по поводу сути дискриминационных мер.

Сбор для всех

21 октября 2013 года президент России Владимир Путин подписал закон, обязывающий российских автопроизводителей платить утилизационный сбор наравне с импортерами. Закон вступит в силу с 1 января 2014 года.

В законе особо подчеркивается, что целью нововведений является "адаптация российского законодательства к условиям членства России в ВТО, а также создание правовой основы для исполнения Россией своих обязательств как члена ВТО по обеспечению равных условий для отечественных производителей и импортеров колесных транспортных средств".

На Украине работают около десяти автопроизводителей, крупнейшими из них являются Запорожский автозавод /"ЗАЗ", производит легковые, грузовые автомобили, автобусы/, корпорация "Богдан" /производитель грузовых автомобилей/, Кременчугский автосборочный завод /"КрАСЗ", производит легковые и грузовые авто/, автозавод "Еврокар"/легковые авто и грузовики/.

За 9 месяцев автопредприятия Украины произвели 32,8 тыс автомобилей продемонстрировав падение на 54,8%, из них легковых авто было произведено 30 тыс /снижение на 54,6%/, грузовых - 1,3 тыс авто /снижение на 52,3%/. Для сравнения, в России производство легковых автомобилей за 9 месяцев, согласно данным Росстата, составило 1,4 млн автомобилей, показав снижение на 2,5%, грузовых автомобилей - 145 тыс штук /снижение на 5,5%/.

При этом, украинские автопроизводители собирают методом контрактной сборки ряд моделей иностранных концернов, таких как Skoda, Kia, китайских Tata и Jac.

По мнению аналитика RMG Андрея Третельникова, системные проблемы украинских автопроизводителей связаны как с введением утилизационного сбора в России /основной рынок сбыта для Украины/, так и со спадом потребительскогсо интереса. В основном Украина производит легковые автомобили самого низкого ценового сегмента. Поэтому китайские модели автомобилей украинской сборки конкурируют на внутреннем рынке Украины с российскими Lada производства "АвтоВАЗа".

"Если речь идет о более дорогих автомобилях, внутренний рынок Украины может приобретать только импортируемые авто - в большинстве своем, произведенные в РФ. Продажи "местной" продукции страдают из-за кризиса, снизившегося интереса к продукции, различных пошлин и ограниченного выбора", - констатирует Третельников.

"Основной украинский актив в части автопроизводства - ЗМЗ, завод производит автомобили бюджетного сегмента, и повышение цены экспортируемого на российский рынок автомобиля отражается на интересе к нему. Снижение интереса со стороны России приводит к снижению экспорта, в связи с чем у Украины остается только внутренний рынок", - добавляет аналитик "Метрополя" Андрей Рожков. Утилизационный сбор, введенный в РФ, увеличивает стоимость ввезенного автомобиля на 7-15%.