МОСКВА, 21 ноября. /ИТАР-ТАСС/. Минэкономразвития не считает необходимым выделять ОАО "Российские железные дороги" /РЖД/ дополнительные средства на поддержание финансовой устойчивости в связи с "заморозкой" тарифов на 2014 год. Об этом сообщил ИТАР-ТАСС заместитель директора департамента госрегулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности МЭР Ярослав Мандрон. "Мы не считаем, что у РЖД есть дефицит в бюджете на 16 млрд руб.", — заявил он.
15 ноября после утверждения правительством финансового плана и инвестпрограммы РЖД на 2014 и 2015-2016 годы министр транспорта Максим Соколов заявил, что обеспечить прибыль монополии в 2014 году на уровне 100 млн руб. возможно только в том случае, если предусмотреть дополнительные средства компенсации. "В том числе необходимо дополнительно проработать вопрос о 16 млрд руб. дохода путем индексации тарифов на перевозку порожних вагонов либо на перевозку нефтяных грузов и окончательно определиться по этому вопросу", - сказал Соколов, добавив, что решение будет принято в самое ближайшее время.
"Еще до решения о нулевой индексации мы планировали повысить тарифы в 2014 году на 6%. При грубых подсчетах, каждый процент такой индексации "весит" около 11 млрд руб. Таким образом, нулевая индексация с учетом структуры грузооборота по различным видам грузов приводит к недополученным доходам РЖД в районе 75 млрд руб.", - пояснил ИТАР-ТАСС Ярослав Мандрон. При этом, по его словам, заявленные РЖД выпадающие доходы в 2014 году превышают 95 млрд руб. от ранее запланированных, и "в этой цифре компания РЖД учла в том числе сокращение доходов, связанное с изменением структуры грузооборота, при котором низкодоходные грузы преобладают над высокодоходными".
"Но мы считаем, что РЖД теряет доходные виды грузов, в том числе в связи с тем, что не вполне качественно работает с грузоотправителями. Должны ли мы сейчас на этом этапе компенсировать из бюджета и эти риски? Мне кажется, это было бы не совсем правильно. Эти убытки компания должна закрывать сама, и мы видим, что в РЖД в целом с этим соглашаются", - сказал Мандрон ИТАР-ТАСС. По его мнению, инструменты для привлечения на железную дорогу дополнительных объемов грузов появятся, если РЖД будет "лучше работать с грузоотправителями", повышать качество сервиса и активизирует работу своих маркетинговых структур.
Еще один резерв, по мнению чиновника, - работа РЖД с контрагентами и своими расходами. "Действительно, компания уже сильно сократила издержки, по сравнению с другими естественными монополиями в этой работе она - одна из лучших. Но резервы, безусловно, еще есть, в том числе в социальной сфере", - считает чиновник.
Кроме того, как сообщил Мандрон, прогнозы Минэкономразвития по грузообороту выше, чем прогнозы РЖД: рост грузооборота в 2014 году будет больше 1%, считают в министерстве, тогда как в РЖД ожидают роста грузооборота на 0,7% к уровню 2013 года. "Так что мы не видим необходимости выделять дополнительно 16 млрд руб. и считаем, что тех 26 млрд руб., которые государство дает на капитальный ремонт, поддержание EBITDA и финансового результата компании, в целом достаточно", — заключил чиновник.
На прошлой неделе правительство утвердило инвестпрограмму РЖД на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов в объеме 1,2 трлн руб., в том числе в 2014 году - 395,6 млрд руб., в 2015 году - 415,2 млрд руб., в 2016 году - 438,4 млрд руб. В связи с заморозкой тарифов правительство постановило выделить РЖД субсидию из бюджета 26 млрд руб. на капитальный ремонт инфраструктуры, ранее предусмотренных как взнос в уставный капитал компании на реализацию проектов реконструкции БАМа и Транссиба.
ОАО РЖД - российская железнодорожная монополия, в собственности компании свыше 85 тыс. км железнодорожных путей и более 20 тыс. локомотивов. В 2012 году поргузка на сети РЖД составила 1,27 млрд тонн, объем перевозки пассажиров - 1,06 млрд человек. Выручка компании по МСФО за 2012 год составила 1,54 трлн руб., чистая прибыль - 78,26 млрд руб. 100% акций РЖД принадлежит государству в лице правительства РФ.