МОСКВА, 22 ноября. /ИТАР-ТАСС/. Госдума приняла закон "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов". "За" проголосовали 248 депутатов, "против" - 145 , воздержавшихся не было.
В основу трехлетнего бюджета впервые положен программно-целевой принцип, когда расходы формируются исходя из целей, установленных государственными программами. При этом доля программных расходов федерального бюджета превысит 90% от общего объема расходов. На реализацию 39 госпрограмм в 2014 году планируется направить 11,6 трлн рублей, в 2015 - 12 трлн, в 2016 - 12,33 трлн, на реализацию 46 федеральных целевых программ - 0,94 трлн, 1 трлн и 0,93 трлн рублей соответственно.
В 2014-2016 годах прогнозируется снижение доходов федерального бюджета с 19,1% ВВП в 2013 году до 18,5% в 2014 году и до 18,3% к 2016 году из-за предполагаемого в первую очередь снижения нефтегазовых доходов с 9,5% ВВП в 2013 году до 7,9% в 2016 году. В связи с этим оптимизированы расходные обязательства и перераспределены ресурсы на решение наиболее приоритетных задач. Приоритетными являются расходы на выполнение майских указов президента РФ, социальных обязательств государства и финансовое обеспечение развития пенсионной системы.
Трехлетний бюджет сформирован исходя из рассчитанной по бюджетным правилам среднегодовой цены на нефть: 93 доллара за баррель - в 2014 году, 95 долларов - в 2015-2016 годах, что ниже прогноза Минэкономразвития /101 доллар и 100 долларов соответственно/.
При формировании бюджета учитывался среднегодовой курс доллара в 2014 году - 33,4 руб./$, в 2015 - 34,3 руб./$, в 2016 - 34,9 руб./$.
Инфляция в 2014 году ожидается на уровне 5%, в 2015 и 2016 годах - 4,5%. При этом тарифы естественных монополий в 2014 году для промышленных потребителей будут заморожены, а в дальнейшем будут индексироваться на уровень инфляции по предыдущему году. Тарифы на газ, тепловую и электроэнергию для населения начиная с 2014 года будут увеличиваться на уровень инфляции предыдущего года, умноженной на 0,7.
Бюджет будет дефицитен все три года. В 2014 году доходы бюджета составят 13,57 трлн рублей, а расходы - 13,96 трлн. Дефицит запланирован на уровне 0,5% ВВП. В 2015 году ожидается увеличение дефицита до 1% ВВП, а в 2016, наоборот, снижение до 0,6%. Для финансирования дефицита допускаются существенные заимствования. Внутренние займы в 2014 году могут составить до 808,7 млрд рублей, в 2015 - до 1,147 трлн, в 2016 - до 1,24 трлн. Ежегодные заимствования на внешнем рынке допускаются в пределах около $7 млрд. Планируется, что госдолг увеличится с 12% ВВП в 2013 году до 14,3% ВВП в 2016 году.
Российскому научному фонду в 2014-2016 годах выделяется в совокупности 47,7 млрд рублей для предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям, а также иным некоммерческим организациям для проведения фундаментальных научных исследований. Правительство РФ будет вправе в 2014 году принять решение о направлении до 200 млн рублей из Резервного фонда на замещение не поступивших в ходе исполнения федерального бюджета в 2013 году ненефтегазовых доходов и поступлений, учтенных в источниках финансирования дефицита федерального бюджета.
За три года объем Резервного фонда увеличится на 903,2 млрд рублей /32,2% ВВП/ и к концу 2016 года составит 3710,1 млрд рублей /4,3%/.
Объем Фонда национального состояния /ФНБ/ за этот период увеличится на 131,9 млрд рублей /4,6% ВВП/ к концу 2016 года достигнет 2990,4 млрд рублей /3,4%/.
Средства ФНБ планируется направить на софинансирование пенсионных накоплений в 2014 году в объеме 9,4 млрд рублей, в 2015 - 10,8 млрд, в 2016 - 12,4 млрд. Доходы от управления средствами Резервного фонда и ФНБ в 2014 году ожидаются в 73,4 млрд рублей, в 2015 - 60 млрд, в 2016 - 61,5 млрд.
Закон запрещает использование средств, предусмотренных на реализацию ФЦП "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости /2014-2019 годы/", до внесения изменений в госпрограмму "Экономическое развитие и инновационная экономика", включающую данную ФЦП. Данные изменения, в частности, должны определять основные положения и сроки принятия нормативных правовых актов по вопросам госрегистрации прав и кадастрового учета недвижимости. Плата за пользование бюджетными кредитами, которые предоставлены регионам, снижается с одной второй до одной трети ставки рефинансирования Банка России.
Первое чтение проекта федерального бюджета прошло в Госдуме 25 октября. "За" проголосовали 243 депутата, "против" - 142, воздержалось - 3. Думские фракции КПРФ, "Справедливой России" и ЛДПР предложенный правительством трехлетний бюджет, как и планировали, не поддержали, охарактеризовав документ как "самый паршивый за последние десять лет" /оценка лидера КПРФ Геннадия Зюганова. - ИТАР-ТАСС/. Оппоненты Минфина выступили против сокращения социальных статей при росте госдолга и недофинансировании, по их мнению, сельского хозяйства и промышленности. Но поддержка "Единой России" обеспечила прохождение бюджета в первом чтении.
Второе чтение состоялось 20 ноября. "За" проголосовали 245 депутатов, "против" - 141, воздержавшихся не было.
Оппозиция в ходе обсуждения документа высказывала недоумение по поводу наращивания госдолга при отказе от использования резервных фондов. Но министр финансов Антон Силуанов, представляя в Госдуме бюджет, подчеркнул, что документ верстался в условиях снижения экономического роста. А зависимость бюджета от нефтегазовых доходов остается высокой.
Еще одним проблемным вопросом, который активно обсуждался в Госдуме, стало качество госпрограмм, на финансирование которых приходится более половины расходов бюджета. В 2014 году - 58,5% от общего объема расходов бюджета, в 2015 - 56,2%, в 2016 - 54,9%. Всего бюджет включает 39 программ. У Счетной палаты возникли претензии к 34 из них в части несоответствия объемов бюджетного финансирования утвержденным уровням.