13 марта 2020, 11:06,
обновлено 13 марта 2020, 12:02
Ситуация с курсом валют и ценами на нефть

Минэнерго пока не видит предпосылок для донастройки демпфера

Механизм доказал свою эффективность, отметил глава департамента переработки нефти и газа Минэнерго Антон Рубцов

МОСКВА, 13 марта. /ТАСС/. Минэнерго РФ в настоящее время не планирует донастраивать демпфер, механизм доказал свою эффективность. Об этом ТАСС сказал глава департамента переработки нефти и газа Минэнерго РФ Антон Рубцов.

"Пока нет такого поручения, и сейчас на конференции (SMART-АЗС - прим. ТАСС) подтвердили его эффективность, он работает. В настоящее время он серьезную роль играет для поддержки бюджета при снижении цен. Будет если необходимо, конечно, будем прорабатывать (донастройку - прим. ТАСС). Сейчас мы не видим предпосылок", - сказал Рубцов в кулуарах конференции.

Дополнительные поступления в бюджет РФ от демпфера при текущих низких ценах на нефть могут составить в 2020 году 300 млрд рублей.

"Сейчас они (цены на топливо - прим. ТАСС) не будут падать, потому что механизм демпфера работает в обратную сторону. То есть, в данном случае НПЗ платят, создают дополнительный источник в бюджет, который, если в моменте зафиксировать и не менять в течение года, хотя, конечно, ситуация будет улучшаться, то это больше 300 млрд рублей может дать дополнительной поддержки бюджету только за счет демпфера. Это будет своего рода дополнительный акциз в условиях низких цен", - сказал Рубцов.

Чтобы компенсировать нефтяникам потери от поставок топлива на внутренний рынок по фиксированный цене при гораздо более высокой экспортной альтернативе, правительство с 1 января 2019 года ввело в действие демпфирующий механизм. Он предусматривал, что государство возмещает компаниям до 60% разницы между условной внутренней ценой на топливо и более высокими экспортными ценами.

Однако, если цены на внутреннем рынке оказываются более выгодными, нефтяники должны были сами доплачивать в бюджет. После того, как в первом квартале 2019 года демпфер сработал именно по этому сценарию, компании настояли на его корректировке. С 1 июля 2019 года размер компенсации вырос до 75% для бензина и до 70% для дизтоплива.

Модернизация НПЗ

Сохранение мировых цен на нефть на низком уровне длительное время может повлиять на планы российских компаний по модернизации нефтеперерабатывающих заводов, заявил Рубцов.

"В целом, при сегодняшних ценах объем господдержки снижается, потому что падает внутренняя субсидия и обратный акциз. Соответственно, стимулы для модернизации [НПЗ] в этих условиях уменьшаются. Это, при длительной такой ценовой ситуации, конечно может повлиять на снижение денежного потока и, соответственно, на планы по модернизации", - сказал Рубцов.

Текущая неделя отмечается существенным падением мировых цен на нефть. На переговорах 6 марта министры стран ОПЕК+ не смогли договориться о дальнейших параметрах сделки по сокращению добычи нефти. ОПЕК предлагала дополнительно снизить добычу на 1,5 млн баррелей в сутки до конца текущего года, однако Россия на это не согласилась. С апреля все ограничения по добыче будут сняты. Из-за срыва сделки нефть Brent на торгах 9 марта в моменте упала на 30%, подешевев до $31 за баррель.

К 11.00 пятницы стоимость фьючерса на нефть марки Brent с поставкой в мае 2020 года выросла на 5,3%, достигнув отметки в $35 за баррель.