МОСКВА, 29 ноября. /ИТАР-ТАСС/. Международная ассоциация воздушного транспорта /IATA/ выступает за регулирование ставок сборов и тарифов в аэропортах, так как фактор конкуренции в аэропортовом бизнесе перестает работать. Об этом сообщил региональный представитель IATA в России и странах СНГ Дмитрий Шамраев.
"Есть такое модное течение - акционирование и приватизация аэропортов, - сказал он, выступая на конференции "Среднемагистральная и региональная авиация в России". - Но следует понимать, что к этой тенденции нужно относиться очень осторожно".
По его мнению, без экономического регулирования нельзя рассчитывать, что коммерциализация аэропортов, переход от государства частному собственнику, "даст успех якобы на том основании, что аэропорт начнет работать как нормальный бизнес в режиме большого выбора и хорошей конкуренции".
Шамраев сослался на европейский опыт. Он пояснил, что отрасль в целом движется конкурентной средой именно авиакомпаний. "Перевозчики находятся в режиме острой борьбы, вынуждены повышать эффективность, улучшать продукт, - напомнил представитель IATA. - А если посмотреть на их экономику, то получается, что все эти выгоды - а с 1970 года цены на перевозку упали вдвое - переданы и передаются пассажиру. Сами мы зарабатываем достаточно немного".
В то же время в аэропортах другая картина, считает он. «Несерьезно говорить, что, если авиакомпанию не устраивает аэропорт, она может перевести свои рейсы в другой, - сказал Шамраев. - Это тяжелая задача - сменить аэропорт, особенно если он базовый. Вряд ли можно сказать, что авиакомпании могут легко менять базирование в зависимости от конкурентных условий аэропортов".
Представитель IATA пояснил, что в Европе 78 государственных аэропортов, 13 - смешанного типа собственности и только 9 - частные. Пропускная способность крупных аэропортов, большинство из которых находятся в частной собственности, полностью или частично, доведена до предела и уже не отвечает спросу. В итоге в 2009-2010 годах - в разгар кризиса в Европе, когда снижались объемы перевозок, падала прибыльность авиакомпаний, - 23 из 24 крупнейших аэропортов Европы без каких-либо негативных последствий для своего бизнеса повысили ставки, напомнил Шамраев.
"Если аэропорт может повысить ставки и сборы на 10% и не потеряет ни трафик, ни прибыль, а, наоборот, приобретет прибыль, это означает, что факторы конкуренции перестают работать. И такой аэропорт нужно регулировать", - пояснил Шамраев.
В России аэропорты остаются субъектами естественной монополии, ставки основных авиационных сборов и тарифов регулирует Федеральная служба по тарифам.