ЕК изучит решение регулятора ФРГ по "Северному потоку - 2" на соответствие нормам ЕС
Еврокомиссия не принимала участия в вынесении этого решения и еще не получила его в официальном порядке, поэтому не может комментировать по существу, отметил представитель ЕК
БРЮССЕЛЬ, 15 мая. /ТАСС/. Еврокомиссия (ЕК) изучит решение германского регулятора не освобождать "Северный поток - 2" от требований обновленной Газовой директивы ЕС на соответствие нормам европейского законодательства, как только получит его. Об этом в пятницу заявил корреспонденту ТАСС представитель ЕК. Он подчеркнул, что Еврокомиссия не принимала участия в вынесении этого решения и еще не получила его в официальном порядке, поэтому не может комментировать по существу.
"Еврокомиссия принимает к сведению принятое сегодня решение Bundesnetzagentur по запросу Nord Stream 2 об отступлении от правил Газовой директивы, применяемой к интерконнекторам с третьими странами, завершенным к 23 мая 2019 года, - сказали в ЕК. - В соответствии с Газовой директивой это решение было принято на национальном уровне, и Еврокомиссия не участвовала в процедуре принятия решения".
"Мы понимаем так, что немецкий регулятор пришел к выводу, что "Северный поток - 2" не может рассматриваться как проект, завершенный до 23 мая 2019 года, поэтому все соответствующие нормы ЕС должны применяться к нему в полном объеме, - отметил представитель ЕК. - Однако мы пока не получили финальное решение и не можем комментировать его более подробно. Как только службы Еврокомиссии получат это решение, они изучат его в рамках общей обязанности Еврокомиссии следить за тем, чтобы государства-члены правильно выполняли все нормы ЕС".
Представитель ЕК добавил, что доказывать обоснованность запроса на предоставление изъятий должна сама компания - оператор "Северного потока - 2" - Nord Stream 2 AG.
Также сообщается, что компания - оператор "Северного потока - 2" может вновь запросить у ФРГ изъятия из третьего энергетического пакета ЕС на основании другой процедуры в рамках Газовой директивы ЕС 2009 года. "Согласно нормам Газовой директивы 2009 года, крупные новые инфраструктурные проекты, включая трубопроводы, хранилища природного и сжиженного природного газа (определенные как законченные после 4 августа 2003 года) имеют право обращаться за изъятиями [к национальным регуляторам] на основании статьи 36 Газовой директивы", - сообщили в ЕК.
Данная статья, в частности, предусматривает, что проект способствует повышению энергобезопасности в ЕС и конкурентным ценам на энергорынке Евросоюза, а также что инвестиции в этот проект могут оказаться нерентабельными в случае применения к нему норм третьего энергопакета в полном объеме. Это может стать основанием для получения ограниченных по времени изъятий из газовых норм ЕС.
В ЕК пояснили, что в этом случае регулятор "обязан оценить, что критерии, предусмотренные 36-й статьей выполнены в полном объеме". Затем "проект решения национального регулятора должен быть представлен в Еврокомиссию для утверждения, и Еврокомиссия имеет право потребовать от регулятора доработать или пересмотреть свое решение".
Юридический нонсенс
Представитель ЕК отметил, что отклоненный запрос российской компании базировался на статье 49-А Газовой директивы, "согласно которой страны - члены [ЕС] могут предоставить лимитированные во времени ограничения проектам по интерконнекторам (газопроводам) с третьими странами (не входящими в ЕС), создание которых завершено до 23 мая 2019 года".
То есть компания Nord Stream 2 AG обосновывала свой запрос тем фактом, что проект создавался и все инвестиции в него осуществлялись исходя из Газовой директивы Евросоюза до ее изменения весной 2019 года, которая, таким образом, начинает применяться с обратной силой, что является юридическим нонсенсом.
Nord Stream 2 AG указывала на то, что понятие "завершение проекта" следует рассматривать шире, нежели просто с точки зрения строительно-технических процессов. Как считают в компании, следует учитывать то обстоятельство, что к моменту вступления в силу новых правил уже были сделаны миллиардные инвестиции с учетом прежней правовой ситуации.
Как сообщала газета Handelsblatt, этот аргумент германское агентство отвергло. Оно отталкивалось от "строительно-технического понимания" термина "завершение проекта". "Об экономически-функциональном понимании не может быть речи", - говорилось в ноте ведомства, выдержки из которого издание опубликовало 1 мая.
Не исключается, что Nord Stream 2 AG подаст протест на решение регулятора в Высший земельный суд в Дюссельдорфе. Тот в свою очередь может сразу перенаправить жалобу в Европейский суд юстиции.
Улучшенная директива ЕС
Доработанная Газовая директива была согласована в рекордные сроки в начале прошлого года. Суть внесенных в нее изменений - распространить на трубопроводы, проходящие в морской экономической зоне стран ЕС, нормы третьего энергопакета сообщества, которые обязывают оператора резервировать до 50% мощностей газовой магистрали для прокачки топлива от альтернативных поставщиков. Фактически это означает, что газопровод можно будет использовать только на 50% мощности, поскольку "альтернативных поставщиков" на его входе нет.
Хотя ЕК утверждает, что это положение будет распространяться на все проекты морских газопроводов, она никогда не скрывала, что сам третий энергопакет и поправки в Газовую директиву ЕС разработаны и внедрены с целью расширения возможностей административного нерыночного контроля со стороны Брюсселя над российским экспортом газа в государства - члены сообщества.
Между тем вопрос о применении доработанной Газовой директивы остается открытым. Хотя сами поправки вступили в силу еще в мае 2019 года, большинство стран ЕС не успело учесть их в своих национальных законодательствах, что открывает широкие возможности для оспаривания их применения через суд.
Ситуация вокруг "Северного потока - 2"
Федеральное сетевое агентство ФРГ 15 мая сообщило об отказе Nord Stream 2 AG в выведении проекта "Северного потока - 2" из-под правил обновленной Газовой директивы ЕС. В агентстве отметили, что, по рассматривавшейся процедуре, необходимым условием для выведения трубопровода из-под правил обновленной Газовой директивы была его реализация до 23 мая 2019 года. "В случае с "Северным потоком - 2" это не так", - говорится в сообщении ведомства.
Проект "Северный поток - 2" предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 млрд куб. м в год от побережья России через Балтийское море до Германии. Трубопровод пойдет в обход транзитных государств (в частности Украины, Белоруссии и Польши) через исключительные экономические зоны и территориальные воды пяти государств: России, Финляндии, Швеции, Дании и Германии.
В конце декабря 2019 года из-за санкций США швейцарская Allseas остановила работы по строительству "Северного потока - 2" и увела свои суда-трубоукладчики.
Глава "Газпрома" Алексей Миллер заявлял, что трубопровод будет достроен своими силами. Министр энергетики РФ Александр Новак называл возможным достройщиком "Северного потока - 2" судно "Академик Черский". Пока "Северный поток - 2" построен на 93%.
В новость были внесены изменения (16.05 в 01:43) - добавлены подробности.