МОСКВА, 21 декабря. (АРМС-ТАСС). Представители руководства США выражают серьезные сомнения в целесообразности контракта с "Рособоронэкспортом" на поставку вертолетов Ми-17 для ВВС Афганистана. Об этом сообщило агентство Associated Press (AP).
Для оснащения ВВС армии Афганистана, Пентагон предпочел, игнорируя обращение к американским компаниям, заказать несколько десятков российских вертолетов Ми-17 общей стоимостью более 1 млрд дол. Высокопоставленные представители министерства обороны заверили ряд скептически настроенных американских конгрессменов о целесообразности этой сделки. Военные неоднократно цитировали засекреченный аналитический отчет, в котором вертолет Ми-17 был признан наиболее оптимальным выбором.
Однако, судя по рассекреченным частям этого документа, опубликованным агентством AP, на самом деле этот отчет содержал несколько другую информацию. Согласно ему, многоцелевой вертолет CH-47 "Чинук" (Chinook) производства компании "Боинг" (Boeing) по итогам эксплуатации в течение двух десятилетий был признан наиболее подходящим вертолетом для использования ВВС Афганистана. Эта информация была с удивлением встречена американскими законодателями, занимавшимися выработкой контракта.
Сенатор Джон Корнин (республиканец, от штата Техас), второе лицо в Республиканской партии, являющийся одним из наиболее последовательных критиков контракта на поставку российских вертолетов, заявил, что использование военными упомянутого выше отчета как обоснования покупки Ми-17 является неразумным шагом.
С момента подписания соглашения прошло более двух лет. Вместе тем, вокруг него до сих пор сохраняется атмосфера секретности, несмотря на высокую сумму, возможные ошибки и лишние траты, а также обвинения в адрес министерства обороны США в утаивании необходимой информации. Специалисты также считают, что сделка будет напоминать гражданам США, уставшим от войны в Афганистане о том, что эта азиатская страна в существенной мере зависит и будет зависеть от американской финансовой помощи, даже после вывода воинского контингента. Как следствие, сенатор Корнин неоднократно ставил вопрос о целесообразности закупок Ми-17 при наличии продукции американских производителей, которая отвечает поставленным требованиям, и критиковал лишенные смысла, по его мнению, действия министерства обороны США.
Упомянутый выше отчет о целесообразности закупок Ми-17 цитировался Фрэнком Кендаллом, занимающим высокий пост в отделе закупок вооружения и военной техники (ВиВТ) министерства обороны, и чиновником, занимающим высокий пост, Джеймсом Миллером в 2012 г. в письменном ответе на вопросы, заданные сенатором Корнином. В сентябре 2013 г. этот отчет цитировался заместителем министра обороны США Эштоном Картером в послании к членам нижней палаты американского конгресса, направленного в поддержку решения о приобретении вертолетов Ми-17. Несколько позже Картер вышел в отставку. В 2011 г., через несколько недель после завершения составления отчета, главком сухопутных войск (СВ) США издал меморандум, в котором выделил, что Ми-17 обладает выдающимися характеристиками по сравнению с аналогами. Пентагон также отказывается от обвинений в намеренном запутывании конгресса. В 2010 г. "Ассошиэйтед пресс" запросило Пентагон о предоставлении рассекреченных сведений из отчета о целесообразности закупок Ми-17. В результате был опубликован одностраничный обзор, который не содержал в себе какую-либо новую информацию
Один из высших чиновников оборонного ведомства США заявил, что вышеупомянутый отчет рассматривал нужды афганской армии в дальней, а не ближней перспективе. Согласно словам источника в Пентагоне, американские офицеры в Афганистане предпочитают закупку Ми-17, так как этот вертолет является надежным и легким в управлении. Кроме того, афганские летчики имеют навыки обращения с ним.
Решение о закупке Ми-17 создало достаточно редкий прецедент - в разделенном Конгрессе на почве противостояния контракту объединились ряд республиканцев и демократов. Критику вызвало решение закупать продукцию военного назначения (ПВН) у России, которая, по мнению американского руководства, продавала вооружения в Сирию и Иран.
Обеспокоенность США также вызывает уровень коррупции в российском оборонно-промышленном комплексе, который, по мнению AP, является достаточно высоким, что, в свою очередь, может негативно отразиться на выполнении условий соглашения. В общей сложности в рамках этого контракта предполагается закупить 63 винтокрылых машины. Решение о сотрудничестве Пентагона с ОАО "Рособоронэкспорт" также подвергалось критике из-за якобы имевших место быть, по словам представителей США, незаконных поставок российского оружия в Сирию.
Гористая местность Афганистана предполагает использование особо надежных вертолетов, способных выполнять поставленные боевые задачи на высоте, превышающей 4500 м. Представители Пентагона заявили, что Ми-17 соответствует этим условиям. Однако, показатели CH-47 также им не противоречат. "Чинук" больше Ми-17 по размерам, может нести полезную нагрузку в 10,4 т (что в два раза превышает аналогичный показатель российской винтокрылой машины), и также способен выполнять боевые задачи на примерно такой же высоте.
Оснащенные вооружением вертолеты Ми-17, которые закупаются у "Рособоронэкспорта" для ВВС Афганистана, превосходят аналогичные машины, ранее приобретенные у поставщиков на открытом рынке вооружений и переданные полностью или в аренду афганским ВВС.
Одним из факторов закупки Ми-17 является то, что афганские ВВС имеют опыт его применения. Представители Пентагона в своих выступлениях делали особый упор на то, что в случае совместного использования CH-47 и Ми-17 возникнут трудности в подготовке летчиков и, как следствие - в эксплуатации вертолетов. Согласно опубликованной информации из отчета министерства обороны, рассматривалась возможность замены старых Ми-17 на капитально отремонтированные "Чинуки". Вместе с тем, в отчете содержалась рекомендация по выработке плана, в рамках которого ВВС Афганистана перешли бы на вертолеты американского производства. Тем не менее, вариант оснащения афганских ВВС только CH-47 не рассматривался.
Одним из пунктов критики потенциального использования вертолетов CH-47 в Афганистане является его стоимость, существенно превышающая цену Ми-17. Вместе с тем, на одной из встреч, проведенных представителями компании "Боинг" с американским руководством, произошедшей в конце сентября 2013 г., стоимость капитально отремонтированного CH-47 колеблется в пределах 12-14 млн дол. В результате, стоимость американского вертолета будет ниже стоимости Ми-17 на 4-6 млн дол, согласно данным Отдела по срочным закупкам ВиВТ министерства обороны США (Joint Rapid Acquisition Cell). Средняя цена вертолета Ми-17 за последнее время увеличилась с 16,4 млн дол до 18,2 млн дол, согласно данным, предоставленным информационным агентством AP. Согласно официальным данным, стоимость нового вертолета CH-47 в ценах 2012 г. составляет 28,9 млн дол.
Несмотря на заявления представителей министерства обороны США, согласно которым цена Ми-17 является оправданной, Агентство по аудиту контрактов в сфере ОПК DCAA (Defense Contract Audit Agency) заявило, что так как ему не была предоставлена возможность ознакомиться с необходимой документацией "Рособоронэкспорта", оно не может подтвердить оправданность этой цены. Представители Пентагона опустили стандартное условие контрактов о пересмотре цены. Ранее глава "Рособоронэкспорта" Анатолий Исайкин в одном из интервью заявил, что ценовой аспект контракта с Соединенными Штатами является полностью прозрачным.
По мнению агентства "Ассошиэйтед пресс", одной из главных причин заключения контракта на поставку Ми-17 в 2010 г. являлось выполнение военными инструкций президента США Барака Обамы по улучшению американо-российских отношений.
В итоге после длительного обсуждения руководство министерства обороны приняло решение запретить третьим сторонам приобретать вертолеты Ми-17. Теперь заключение контрактов с "Рособоронэкспортом" будет идти в двустороннем порядке.
В ноябре 2013 г. Пентагон еще раз изменил свою позицию. Было принято решение отказаться от закупок дополнительной партии винтокрылых машин в 15 единиц (всего первоначально предполагалось заказать 78 Ми-17).