1 января 2014, 03:11

В РФ вступают в силу основные положения закона о контрактной системе в сфере госзакупок

МОСКВА, 1 января. /ИТАР-ТАСС/. В России с 1 января 2014 года вступают в силу основные положения закона о контрактной системе в сфере госзакупок, который заменит действовавший до сих пор в этой сфере федеральный закон номер 94-ФЗ.

В соответствии с новой системой (на стадии законопроекта она носила название федеральной контрактной системы, ФКС), госзакупки должны будут проводиться заказчиками с использованием конкурентных способов определения поставщиков или путем закупки у единственного поставщика через открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, электронный аукцион, закрытый аукцион, запрос котировок и запрос предложений.

При этом при наличии у двух и более заказчиков потребности в одних и тех же товарах, работах, услугах такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых в соответствии с планом-графиком превышает 100 млн рублей, должны создать у себя контрактные службы.

В соответствии с новым законом, правительство РФ будет устанавливать случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок. Также обсуждение может проводиться на уровне регионов или муниципалитетов.

Законом предусматривается пять расчетных методов определения заказчиком начальной (она же - максимальная) цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком или подрядчиком, которые включают, в том числе, анализ рынка (метод сопоставимых рыночных цен).

Кроме того, в рамках федеральной контрактной системы с 1 января 2014 года не менее 15% годового объема заказов должно быть отдано малому бизнесу и социально- ориентированным некоммерческим организациям.

Как ранее отмечал министр экономического развития Алексей Улюкаев, с запуском ФКС потери государства при госзакупках могут сократиться на 10-15%.

По направлению к ФКС

Федеральная контрактная система запускается в нашей стране в несколько этапов. В наступившем году, по словам Улюкаева, она начнет действовать в пяти пилотных регионах, с 2015 года по ней уже будут работать все субъекты РФ. Кроме того, с 2015 года вступит в силу еще одна часть норм нового закона.

В частности, к 1 января следующего года должна быть полностью сформирована база о складывающихся на товарных рынках ценах товаров, работ, услуг для госзакупок. Тогда же должны заработать нормы об обосновании и планировании госзакупок на срок действия закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Второй этап вступления в силу отдельных норм закона приходится на 1 января 2016 года. С этого дня начнет действовать положение об обязательном общественном обсуждении отдельных закупок. Будет введен запрет на внеплановые закупки. В это же время начнется полноценный мониторинг в сфере закупок, осуществляемый на постоянной основе, будет собираться и оцениваться информация об осуществлении закупок, в том числе реализации планов закупок. Также вступят в силу часть норм, касающихся контроля в сфере госзакупок, заниматься которым, как ожидается, будет Росфиннадзор. Все нормы закона должны заработать с 1 января 2017 года.

Нормативная база

Закон о ФКС содержит в себе и нормы непрямого действия, которые требуют принятия соответствующих постановлений правительства. Для того, чтобы закон заработал в полную силу, необходимо будет до конца 2015 года разработать и принять 53 акта правительства. Ранее президент Владимир Путин потребовал от правительства до 1 декабря 2013 года "обеспечить выпуск всех необходимых документов". Кабмину не удалось уложиться в этот срок, но до конца минувшего года правительство все же утвердило около 40 подзаконных актов, которые по плану должны были быть приняты.

Одним из таких документов стало подписанное сентябре постановление об обязательном раскрытии информации об участниках госзаказа при закупках стоимостью 1 млрд рублей на федеральном уровне и в 100 млн рублей на региональном. Документ обязывает предоставлять информацию о бенефициаре, об органах управления, о руководителях компаний, а также о соисполнителях, и субподрядчиках в рамках госзакупок, превышающих названные лимиты.

В министерствах продолжают работать над остальными нормативными актами в дополнение к закону о ФКС. Так, Минфин разработал проект постановления правительства, которым предлагается установить штраф за неисполнение обязательств по контракту в рамках ФКС в размере 1-15% от цены контракта. А Минэкономразвития подготовило поправки в закон о федеральной контрактной системе, согласно которым госконтракты могут быть признаны недействительными, если государственный заказчик состоит в родстве с исполнителем контракта, а за допущение участия в закупках родственников предполагается административный штраф.

Работа не закончена

Закон о федеральной контрактной системе пришел на смену федеральному закону номер 94-ФЗ о госзакупках, который многократно критиковали. Но и ФКС не удалось избежать критики.

В конце ноября 2013 года руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России высказал недовольство рядом норм закона, он попросил премьер-министра Медведева рассмотреть возможность включения в документ пункта об обязательных электронных конкурсах и увеличения лимитов, с которых аукцион заменяется конкурсом, со 150 млн до 3 млрд рублей.

Артемьев отметил, что в нынешней редакции закон о ФКС не устанавливает обязанности проводить конкурс /в отличие от аукциона/ в электронной форме, что создаст серьезные ограничения конкуренции, уменьшит прозрачность этих процедур, а также доступ к ним малого бизнеса. А лимит в 150 млн рублей, которым определяется граница аукциона и конкурса, по его словам, приведет к тому, что "с помощью этого инструмента будет возможно строить лишь детские песочницы и качели".

"Конкурсы будут проводиться, естественно, не в электронной форме, и, конечно, мы возвращаемся в этом отношении к "бумажным конвертам", уходя в той же стройке, реконструкции, реставрации и других очень важных элементах от процедур прозрачности. Мы возвращаемся в доинтернетовский век, к тому, что было в 90-е годы", - заявил Артемьев на заседании правительства, подчеркнув, что это будет заметно уже в первый год функционирования контрактной системы.

У председателя правительства не было возражений в отношении подготовки главы закона, касающейся электронных конкурсов, и он поручил Минэкономразвития подготовить соответствующий законопроект.

Нынешний год, как отмечал Медведев, станет адаптационным для новой системы госзакупок, поэтому радикального улучшения ситуации в ближайшее время ждать не стоит. Властям еще предстоит понять, какие нормы закона заработали правильно, а какие требуют совершенствования. "В любом случае, практика здесь - критерий истины", - заключил премьер, подводя итоги ноябрьского заседания правительства и дискуссии о ФКС.