МОСКВА, 10 января. /ИТАР-ТАСС/. Ветеринарные службы Сенегала, где сейчас задержан российский траулер "Олег Найденов", а также ряда других африканских стран (в частности, Уганды), попросили Россельхознадзор поспособствовать доступу рыбоперерабатывающих предприятий этих стран на рынок Таможенного союза /Россия, Казахстан, Белоруссия/. Об этом ИТАР-ТАСС сообщил помощник руководителя Россельхознадзора Алексей Алексеенко.
"Ветеринарные службы Сенегала и Уганды обратились к нам с просьбой провести инспекцию рыбоперерабатывающих предприятий этих стран и внести их в реестр поставщиков стран Таможенного союза", - пояснил он. По словам Алексеенко, российское ведомство готово обсудить этот вопрос с Евразийской экономической комиссией (ЕЭК). "Мы проведем инспекцию, потому что рыбная продукция нам нужна. Нормальные деловые отношения будут способствовать оздоровлению обстановки в районах вылова", - уверен помощник главы Россельхознадзора.
По его словам, налаживание поставок из Африки рыбной продукции позволит уйти от монопольной зависимости от некоторых стран, "потому что мы с Норвегией сильно обожглись". Алексеенко пояснил, что Норвегия к настоящему времени нарастила существенно объемы поставок в Россию, однако при этом ветеринарные службы этой страны не допускают инспекцию Россельхознадзора для проверки интересующих объектов. По итогам 2013 года Россия, как и в 2012 году, заняла первое место среди стран-импортеров норвежской рыбы. Объем экспорта норвежской рыбы в РФ в денежном выражении вырос на 10 проц, составив 6,6 млрд норвежских крон ($1,06 млрд). С 1 января 2014 года из-за претензий к безопасности продукции Россельхознадзор ввел запрет на ввоз в РФ из Норвегии с 29 проинспектированных предприятий большинства видов рыбы, кроме лосося.
Предполагается, что из Африки будут поступать пелагические виды рыб - макрель, ставрида, скумбрия и другие. Однако пока нет данных об объеме ввоза. Ранее глава Росрыболовства Андрей Крайний сообщал, что перерабатывающие заводы в Калининграде, на долю которых приходится почти 50% всех российских рыбных консервов, работают на африканском сырье - скумбрии, сардине и других видах рыб.
Между тем в Россельхознадзоре уверены, что собственных ресурсов этих видов рыбы в России не хватает. "Мы пока сильно зависим от импорта рыбы", - считает Алексеенко. Причиной такой ситуации стала, в том числе, потеря за годы экономических реформ части рыболовного флота и уход России из ряда зон вылова в "дальнем море" (то есть на удаленных от водной территории России зонах и в открытом океане). "Нам нужно восстанавливать нормальные отношения в рыбодобывающих зонах, и безопасность вылова зависит от таких договоренностей", — заключил он.
Улов российских рыбаков в зонах стран западного побережья Африки составляет более трети от вылова вне вод Российской Федерации. По оперативным данным Центра системы мониторинга рыболовства и связи Росрыболовства, в 2013 году общий вылов российских рыбаков составил 4,1 млн тонн. В зонах иностранных государств и открытой части Мирового океана было добыто 617,14 тыс тонн водных биоресурсов, из них вылов в зонах стран западного побережья Африки составил 229,74 тыс тонн. Группировка российских промысловых судов у западного побережья Африки в среднем насчитывает около 10 единиц, в 2013 году промысел велся в зонах Марокко, Западной Сахары, Мавритании, Гвинеи-Бисау, Анголы, Намибии. В 2012 году промысел также велся в зонах Сенегала и Гвинеи. Закрытая по политическому решению для российских рыбаков зона Сенегала в 2012 году дала улов в 49,3 тыс тонн, а Гвинеи – 1,2 тыс тонн /в 2013 г. в водах Гвинеи добыча не осуществлялась из-за экономической нецелесообразности/
Мурманский траулер "Олег Найденов" был захвачен 3 января 2014 года военными Сенегала в водах соседнего государства Гвинея-Бисау по подозрению в незаконном промысле рыбы.