15 января 2014, 18:24

Продажи легковых автомобилей и LCV в России в 2013 году снизились на 5,5%

ИТАР-ТАСС/ Дмитрий Рогулин

Пятерку лидеров возглавила Lada, на втором месте Renault

МОСКВА, 15 января. /ИТАР-ТАСС/. Продажи легковых автомобилей и LCV в России в 2013 году снизились на 5,5% до 2,78 млн единиц в сравнении с 2012 годом. Об этом сообщила Ассоциация Европейского бизнеса (АЕБ).

Результат близок к прогнозу АЕБ, данному в середине года - тогда прогнозировалось снижение продаж на 5% по отношению к 2012 году.

В декабре 2013 года продажи составили 264 тыс. автомобилей, продемонстрировав рост на 4% по сравнению с декабрем 2012 года.

Фавориты и аутсайдеры

Пятерку лидеров возглавили автомобили под маркой Lada (456,3 тыс. машин, снижение на 15% по сравнению с 2012 годом), на втором месте автомобили Renault (210,1 тыс., рост на 11%), на третьем месте KIA (198 тыс. автомобилей, рост на 6%), на четвертом месте Hyundai (181,1 тыс. автомобилей, рост на 4%). Замыкает пятерку лидеров Chevrolet (174,6 тыс. автомобилей, минус 15%).

Среди самых продаваемых моделей по итогам года первое место заняла Lada-Granta (166,9 тыс. машин, рост на 38%), на втором месте Hyundai Solaris (113,9 тыс. автомобилей, рост на 3%), и на третьем месте KIA Rio New (89,8 тыс. автомобилей, рост на 6%).

АЕБ отмечает, что в десятке лидеров по моделям среди новых легковых автомобильных марок по итогам года - все модели российского производства.

"Мы наблюдали уверенный финиш в последнем месяце 2013 года... Окончание срока действия госпрограммы по субсидированию розничного автокредитования сыграло роль в том, что больше покупателей посетили салоны дилеров, чем месяцем раньше. Это усилило эффект, традиционно связанный с окончанием года", - прокомментировал результат председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.

Среди компаний, наиболее успешно закончивших год - Mercedes-Benz (44,4 тыс. машин, +19%), BMW (42 тыс. автомобилей, +12%), Audi (36,15 тыс. авто, +8%), SsangYong (34,05 тыс. авто, +9%), Honda (25,7 тыс. авто, + 20%), Land Rover (21 тыс. машин, + 10%), Great Wall (19,9 тыс. шт., +39%) и Subaru (16,8 тыс. шт., +18%). Статистика подтверждает экспертную оценку: сильнее всего в 2013 году пострадал эконом-сегмент; премиум-бренды, напротив, выиграли за счет выгодных предложений, скидок и широкого спектра комплектаций.

Наибольшее снижение продаж показали автомобили Lada, Chevrolet, Ford (106,7 тыс. автомобилей, -18%), Skoda (87,45 тыс машин, -12%), Daewoo (60,8 тыс. шт., -31%), Peugeot (33,9 тыс. шт., -24%), Citroen (28,9 тыс. шт., -12%), Suzuki (27,7 тыс., -15%), Volvo (15 тыс., -26%).

Наибольший рост продаж среди моделей за прошедший год показали Renault Duster (продано 83,7 тыс. машин, +77%), Lada Granta, Nissan Qashqai (40,7 тыс. машин, +11%), Toyota RAV 4 (39,9 тыс. машин, +47%) и KIA New Cee'd (34,9 тыс. авто, +206%). Сильнее всего просели модели Lada Kalina (67,9 тыс., снижение на 43%), Ford Focus (92 тыс. машин, снижение на 27%), Lada Priora (57,6 тыс. машин, -54%), Opel Astra (42 тыс. машин, -20%), Lada Samara (40 тыс. машин, -41%), Skoda Octavia A5 (32 тыс. авто, -38%), Daewoo Nexia (28,9 тыс. машин, -47%).

Кредитные продажи, как один из ключевых драйверов роста рынка, в связи с высокой кредитной загрузкой на население уже не оказывают необходимого положительного влияния на общий уровень продаж. Негативно влияют и высокие процентные ставки по автокредитам, комментирует сложившийся за год результат главный управляющий директор ГК "Независимость" Оскар Ахмедов. "Продолжающиеся на самом высоком уровне разговоры о негативных явлениях макроэкономического уровня также формируют общие негативные ожидания потребителей, что ведет к тому, что будущие владельцы автомобилей откладывают покупку на неопределенный срок, а те, кто уже владеют автомобилями, переносят сроки его замены на новый", - добавляет менеджер.

"Прошедший год наглядно показал, что российский рынок близок к насыщению и продавать автомобили, как в 2010-2012 годах, уже не получается", - говорит генеральный директор автодилера "Рольф" Татьяна Луковецкая. Менеджер среди причин называет снижение продаж автомобилей отечественных брендов. "При этом, рост продаж продемонстрировали марки, запустившие новый продукт, а также премиум-бренды за счет их демократизации", - констатирует Луковецкая.

Прогноз на 2014 год нейтральный

По прогнозам АЕБ, в 2014 году автомобильный рынок России не покажет значительного роста, а скорее, несколько упадет в сравнении с прошедшим. Прогнозные цифры колеблются в коридоре от 2,64 до 2,85 млн единиц, средневзвешенный прогноз - 2,73 млн единиц, что ниже результата за 2013 год на 1,6%.

"Я бы не назвал 2013 год совсем плохим", - сказал Йорг Шрайбер, уточнив, что комитет и участники рынка рассчитывают на более стабильные показатели продаж в стартовавшем году. 2013 год оказался неожиданно плохим для российского авторынка, когда на смену 10,6-процентному росту по итогам 2012 года и прогнозному небольшому росту в 2013 году пришло снижение продаж от 5 до 12% в зависимости от месяца, и пересмотр прогноза на 2013 год до 5-процентного снижения. На положительный результат авторынок вышел только в декабре, когда предновогодние скидки и закрывающаяся программа льготного автокредитования стимулировали 4-процентный рост продаж. По словам Шрайбера, в первые месяцы 2014 года не стоит ожидать таких же результатов, как и в декабре 2013 года, поскольку и скидки, и программа Минпромторга завершены. Тот факт, что программа льготного автокредитования может быть продлена со второго квартала 2014 года, может заставить клиентов ждать продолжения программы, а значит, снизит продажи в первом квартале, отметил Шрайбер.

Компании в целом поддерживают прогнозируемую АЕБ ситуацию на автомобильном рынке в текущем году, однако ряд автопроизводителей дает более позитивные прогнозы. "Мы склонны к "нулевому" сценарию, поскольку не видим причин для резкого ухудшения. С одной стороны, есть определенные знаки со стороны правительства РФ о возможной поддержке. К тому же, позитивен и тот фактор, что европейские и мировые рынки, которые шли вниз в течение двух лет, последние полгода устойчиво идут вверх. Поэтому я умеренно- оптимистичен", - сказал журналистам управляющий директор KIA Motors RUS Артем Гусаров. Однако, если Йорг Шрайбер говорит о позитивном начале этого года, ссылаясь на результаты продаж первых двух недель, то Гусаров отмечает, что "год начался не очень сильно".

Toyota также оценивает рынок 2014 года на уровне прошедшего, прогнозируя 2,75 млн проданных автомобилей, еще более оптимистичный прогноз дает Renault, говоря о 2,8-2,85 млн автомобилей в 2014 году.

ГК "Независимость" видит потенциал роста российского авторынка в средне - и долгосрочной перспективе.

"Рольф" прогнозирует на 2014 год рост продаж иномарок и снижение реализации отечественных брендов. "При этом, в иномарках рассчитываем, что в 2014 году рост составит плюс 2-3%. Отечественные бренды однозначно будут продолжать падать, но это снижение может быть замедлено какими-то программами поддержки", - комментирует Луковецкая.

Руководитель отдела розничных продаж автомобилей автодилера "Авилон" Сергей Белогрудов считает, что для роста авторынка в будущем году должна быть оказана господдержка.