МОСКВА, 20 августа. /ТАСС/. /ТАСС/. Россия имеет возможности для развития водородной энергетики, что позволит сократить выбросы углекислого газа. Такое мнение выразил в интервью агентству Energy Intelligence, опубликованном в четверг, специальный представитель президента РФ по вопросам климата Руслан Эдельгериев.
"В России имеется огромный потенциал для водородной энергетики, и мы видим, что идет активное обсуждение перспектив развития этой отрасли", - отметил он.
Как констатировал Эдельгериев, в начале июня была утверждена Энергетическая стратегия России до 2035 года, в которой "уделяется внимание развитию водородной энергетики". Спецпредставитель напомнил, что "экспорт водорода предлагается увеличить к 2035 году до 2 млн тонн в год".
"На сегодняшний день водород по большей части применяется в химической и нефтехимической промышленности, он используется достаточно ограниченно, но на его основе мы можем построить низкоуглеродную экономику, у нас есть все предпосылки для этого", - добавил он.
Перспективы России
Россия, обладая огромными запасами природного газа, имеет шанс стать крупным игроком и на рынке водорода.
Ранее Минэнерго РФ внесло в правительство проект плана мероприятий по развитию водородной энергетики в 2020-2024 годах. План предусматривает совершенствование нормативной базы и техрегулирования производства, транспортировки, хранения и использования водорода, а также поддержку реализации пилотных проектов в области его производства. Первыми производителями водорода в 2024 году могут стать "Газпром" и Росатом.
Энергостратегия РФ предполагает экспорт 200 тыс. тонн водорода к 2024 году, а к 2035 году - 2 млн тонн.
Выбросы CO2
Россия может сократить объем выбросов парниковых газов, сохраняя ведущую роль в добыче углеводородов.
"Несмотря на необходимость плавного перехода на низкоуглеродную экономику, в краткосрочной и среднесрочной перспективе Россия сохранит ведущую роль в добыче нефти и газа", - сказал Эдельгериев, отметив, что в РФ имеется большой потенциал для дальнейшего сокращения выбросов углекислого газа "путем повышения энергоэффективности, без необходимости массового отказа от нефтегазового сектора".
Эдельгериев добавил, что "резкий и повсеместный переход на возобновляемые источники энергии пока невозможен".
"В долгосрочной перспективе нефтегазовый сектор будет играть значительно меньшую роль в экономике страны, - подчеркнул представитель президента. - До этого момента нам нужно создавать замену для него и увеличивать число рабочих мест в других сферах экономики, в том числе низкоуглеродных".
Как сообщал в середине июля министр экономического развития РФ Максим Решетников в ходе Политического форума высокого уровня по устойчивому развитию под эгидой ООН, Россия выполнила задачу по снижению объема выбросов парникового газа до уровня не более 70% от значений 1990 года.
По его словам, правительством уже реализуется национальный план адаптации к изменениям климата, с экспертами и бизнесом проходит обсуждение проекта стратегии низкоуглеродного развития до 2050 года. Министр также отметил, что потребление угля и нефтепродуктов в России снижается, а абсолютным лидером по темпам роста в последние годы является сектор ветряной и солнечной энергетики.
Диалог по климату
Международные консультации по вопросам, касающимся изменения климата, следует продолжать, несмотря на пандемию нового коронавируса.
"Эпидемия коронавируса, несомненно, оказала влияние на мировую повестку в сфере климата", - констатировал Эдельгериев. Как он отметил, из-за распространения инфекции была отложена 26-я Конференция сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP-26) в Глазго.
"Предполагалось, что 2020 год будет иметь ключевое значение с точки зрения формирования долгосрочных моделей противодействия изменению климата, и сейчас важно сохранить тот импульс, который был получен после принятия Парижского соглашения по климату", - подчеркнул представитель президента РФ.
"Я бы хотел подчеркнуть, что пандемия коронавируса открыла для всех новые возможности по взаимодействию в режиме онлайн, - добавил он. - Временный переход в видеоформат позволил нам продолжить обсуждение самых эффективных методов по смягчению последствий изменения климата и адаптации к нему".