МОСКВА, 2 февраля. (АРМС-ТАСС). Продажи вооружения и различных услуг военного назначения (УВН) крупнейшими производителями оружия в 2012 г. составили в общей сложности 395 млрд дол. Об этом сообщили специалисты Стокгольмского института исследования проблем мира (Stockholm International Peace Research Institute, SIPRI) 31 января на Мюнхенской конференции по безопасности-2014.
По сравнению с аналогичным показателем 2011 г., общая сумма вооружений, проданных компаниями, входящими в Топ-100 SIPRI, уменьшилась на 4,2%. За этим спадом следует уменьшение объема продаж вооружений на 6,6% в 2013 г. Однако, в общей сложности, начиная с 2003 г. объем проданных компаниями из Топ-100 SIPRI вооружений увеличился на 29%
Вместе с тем, уменьшение продаж не было повсеместным. В то время, как наблюдался спад продаж продукции американских, канадских и многочисленных европейских компаний, российские производители существенно увеличили этот показатель на 28 проц.
Доля компаний, не расположенных в странах Северной Америки и Западной Европы с 2005 г. выросла до 13,5 проц, что в настоящее время является наибольшим для них показателем. Однако Топ-100 SIPRI не включает себя китайские компании в связи с недостатком доступных данных.
Согласно оценкам экспертов SIPRI, российские компании существенно увеличили уровень продаж вооружений в 2012 г. За исключением Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), все 6 компаний, входящих в Топ-100 SIPRI, повысили продажи своей продукции на 20 и более проц. "Концерн ПВО "Алмаз-Антей", увеличивший продажи на 41 проц, занимает в этом списке 14-ю позицию - наилучший результат для предприятий российского оборонно-промышленного комплекса (ОПК).
Российские компании продолжают поддерживать высокий уровень экспорта, однако резкое увеличение продаж в 2012 г. отражает, в основном, продажи на внутреннем рынке в рамках госпрограммы вооружений (ГПВ) 2011-2020 гг., общая стоимость которой оценивается в 700 млрд дол. Несмотря на скептические взгляды ряда специалистов относительно возможности ее осуществления, существенное увеличение закупок вооружений для отечественных вооружённых сил в настоящее время является неоспоримым.
"Российский ОПК постепенно возрождается на руинах советской военной промышленности", - заявил д-р Сэм Перло- Фриман, директор программы SIPRI по исследованию производства и продаж продукции военного назначения (ПВН). "Вместе с тем, его развитие (российского ОПК) существенно тормозит устаревшее оборудование, неэффективная организация труда и широко распространенная коррупция. Эти факторы весьма существенно ухудшают конкурентоспособность российской ПВН на мировом рынке", - добавил эксперт.
Продажи 42 американских компаний, попавших в список, составляют 58% от общей суммы продаж стран из Топ-100 SIPRI. Продажи 30 европейских компаний составляют 28% от общего числа. В то время как продажи ПВН этих предприятий насчитывает 87%, спад в регионах, производящих вооружение напрямую отражается на сокращении военных расходов. Этот процесс начался с 2011 г. Специалисты отмечают, что, например, вывод части американского контингента из Ирака в конце 2011 г. оказал прямой эффект на продажи вооружений рядом компаний. Наибольшие убытки в относительных величинах (около 60%) потерпела американская компания KBR, которая осуществляла логистическую поддержку контингента в Ираке. Ущерб понесли и компании "Навистар" (Navistar) и "АМ Дженерал" (AM General), поставлявшие различную технику для американских военнослужащих в этой восточной стране.
"ОПК США сдал позиции по сравнению с высотами, достигнутыми им перед принятием Акта по контролю бюджетных средств BCA (Budget Control Act), когда США также были вовлечены участие в двух войнах. Тем не менее, оборонный комплекс получает огромную прибыль, по сравнению с ранее достигнутыми результатами", - отметил д-р Сэм Перло-Фриман.
Топ-100 SIPRI от 2012 г. содержит в себе информацию и по ряду компаний, увеличивающих продажи ПВН. В частности, второй раз в этот список была включена украинская компания "Укроборонпром". Консолидация украинских предприятий ОПК в рамках единой корпорации позволила им войти в Топ-100 SIPRI в 2011 и 2012 гг. на 63-й и 58-й позициях, соответственно. Прибыль компании в 2012 г. составила 1,44 млрд дол.
Бразильский производитель авиации компания Embraer впервые вошла в Топ-100 SIPRI в 2010 г. В 2012 г. рост ее прибыли составил 36%, что позволило ей переместиться с 83-ей (в 2011 г.) на 66-ю (в 2012 г.) позицию в списке.
Рост общих объемов продаж предприятий ОПК Республики Корея (РК), входящих в Топ-100 SIPRI, увеличился на 4,2%. Всего же, по сравнению с 2002 г, финансовые объемы проданной ими ПВН увеличились вдвое.