Все новости
Обновлено 

Консервативный вариант прогноза предполагает рост ВВП России на 2,7% в 2021 году

Как отметили в Минэкономразвития РФ, в этом варианте прогноза спад в мировой экономике "усугубит накопленные до пандемии структурные проблемы"

МОСКВА, 26 сентября. /ТАСС/. Консервативный вариант макропрогноза предполагает рост ВВП России на 2,7% в 2021 году, на 2,9% - в 2022 году, с последующей стабилизацией на уровне около 2,5% на фоне длительного сохранения пониженной деловой активности в ряде отраслей, говорится в прогнозе социально-экономического развития на 2021-2023 годы, подготовленном Минэкономразвития РФ.

Согласно базовому варианту прогноза, предполагается снижение ВВП России до 3,9% в 2020 году, рост в 2021 году на 3,3%, в 2022 году - на 3,4%, в 2023 году - на 3%.

"С точки зрения внутренних условий в консервативном варианте предполагается длительное сохранение пониженной деловой активности в отраслях, деятельность которых была ограничена в целях борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции. При этом структурные изменения потребительского спроса, как мирового, так и внутрироссийского, будут оказывать замедляющее влияние на восстановление таких секторов, как сфера развлечений и досуга, туристическая отрасль, индивидуальные услуги населению", - говорится в документе.

При этом консервативный вариант "основан на предпосылке о менее благоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации в мире, затяжном восстановлении мировой экономики и структурном замедлении темпов ее роста в среднесрочной перспективе из-за последствий распространения новой коронавирусной инфекции". Базовый же вариант описывает наиболее вероятный сценарий развития российской экономики с учетом ожидаемых внешних условий и принимаемых мер экономической политики.

"В консервативном варианте прогноза спад в мировой экономике, вызванный введенными крупнейшими странами ограничительными мерами, усугубит накопленные до пандемии структурные проблемы", - подчеркивают в министерстве.

Среди них - высокая долговая нагрузка в развитых странах и в ряде стран с формирующимися рынками, замедление роста мировой торговли из-за нарастания торговых противоречий между крупнейшими странами, медленный рост производительности труда, увеличение глобального неравенства. "В этих условиях восстановление мировой экономики будет происходить медленнее, чем предполагается в базовом варианте", - говорится в прогнозе.

Параметры консервативного прогноза

Также консервативный вариант макропрогноза предполагает цены на нефть в диапазоне $43-$45 за баррель в среднесрочной перспективе на фоне слабого спроса на энергоресурсы.

"Слабый спрос на энергоресурсы окажет дополнительное давление на мировые цены на нефть. Вместе с тем поддержку рынку нефти продолжит оказывать действие соглашения ОПЕК+, а также сокращение добычи в США и странах с высокой себестоимостью добычи. В этих условиях цены на нефть в рамках консервативного варианта прогнозируются в диапазоне $43-$45 за баррель в среднесрочной перспективе, что ниже параметров базового варианта", - отмечается в прогнозе, подготовленном Минэкономразвития.

Кроме того, накопленные убытки компаний при консервативном варианте будут сдерживать восстановление прибыли и, как следствие, инвестиционной активности. "В этих условиях темпы роста инвестиций в основной капитал прогнозируются на уровне 3,7% в 2021 году и около 4,5% в среднесрочной перспективе", - следует из прогноза.

"С учетом более умеренных, чем в базовом варианте, темпов экономического роста темпы роста реальных располагаемых доходов населения в консервативном варианте ожидаются в диапазоне 1,6-1,9% в среднесрочной перспективе, что в свою очередь окажет сдерживающее воздействие на потребительский спрос", - указывают в Минэкономразвития.

По оценкам министерства, рост розничного товарооборота и объема платных услуг населению в 2021 году в рамках консервативного варианта оценивается на уровне 4,5% и 5,6% соответственно, в 2022-2023 годы оба показателя продолжат расти темпом 2,0-2,3%.

О внутреннем спросе

Внутренний спрос станет основным источником роста ВВП в 2021-2023 годах, говорится в прогнозе. "Основным источником роста ВВП в 2021-2023 годах останется внутренний спрос. Темпы роста расходов домохозяйств на конечное потребление после восстановительного роста на 5,2% в 2021 году выйдут на уровень около 3%", - уточняется в документе.

Министерство отмечает, что структура использования ВВП претерпит существенные изменения в течение 2020-2023 годов под влиянием мер, направленных на перезапуск инвестиционного цикла, изменения структуры потребления населения и сдвигов в структуре внешней торговли.

"Начиная с 2021 года ожидается ускорение роста инвестиций в основной капитал выше темпов роста экономики, что выражается в увеличении доли валового накопления основного капитала в 2021-2023 годах", - говорится в макропрогнозе.

Объем услуг в сфере телекоммуникаций

По оценкам МЭР, объем услуг в сфере телекоммуникаций в России, оказанных организациями всех видов деятельности, в 2020 году в сравнении с годом ранее сократится на 3,7% и составит 1,97 трлн рублей. 

В 2019 году в структуре услуг в телеком-сфере 36,8% пришлось на документальную связь, 22,1% - на подвижную электросвязь, 5,5% - на местную телефонию и услуги таксофонов, 7,1% - на радиосвязь, радиовещание, телевидение, спутниковую связь, 3,1% - на междугородную, внутризоновую и международную телефонную связь, 14,7% - на услуги по присоединению и пропуску трафика.

По оценке Минэкономразвития по всем видам деятельности в этой сфере в 2020 году сокращение объема услуг составит 3,7% год к году, однако в 2021-2023 годы будет незначительный рост - на 0,1%, 0,9% и 1,9% соответственно. Вместе с тем если сравнивать с 2019 годом, то в 2023 году объем услуг все равно сократится - на 0,9% и составит 2,03 трлн рублей.

"Наиболее высокие темпы роста прогнозируются в документальной электросвязи. В 2023 году объем услуг документальной электросвязи возрастет по сравнению с 2019 годом на 26%. Доля данного сегмента в структуре услуг в сфере телекоммуникационных технологий возрастет в 2023 году до 46,5%, благодаря увеличению абонентской базы пользователей широкополосного доступа (ШПД) в интернет и росту трафика", - отмечают в министерстве.

Кроме того, по прогнозу Минэкономразвития, доходы от услуг подвижной связи в структуре доходов от услуг в сфере телекоммуникаций в целом будут снижаться и составят в 2023 году 63,8% от уровня 2019 года, в условиях возрастающего спроса на услуги домашнего интернета. Число активных абонентов фиксированного ШПД в 2023 году может вырасти на 6,3%.

Почтовая связь

В 2020 году Минэкономразвития ожидает, что объем услуг почтовой связи сократится на 7,5% год к году, в 2023 г. - на 0,8% по сравнению с 2019 годом. "Расширение широкополосного доступа в интернет, а также активное замещение почтовой связи электронными коммуникациями в ближайшей перспективе будут способствовать сокращению объемов исходящих писем", - объясняют в ведомстве.

К 2023 году предполагается снижение по сравнению с 2019 годом объема исходящего обмена по письменной корреспонденции на 7,2%. Вместе с тем объем пересылаемых посылок по сравнению с 2019 годом в 2023 году возрастет на 16,3%.

"Сдерживающим фактором развития почтовой связи является недостаточное развитие инфраструктуры почтовой связи, что препятствует внедрению новых сервисов. Основной объем инвестиций в почтовой отрасли будет направляться на совершенствование почтовой логистики, развитие транспортной и ИТ-инфраструктуры, а также на модернизацию объектов почтовой связи: продолжится обновление транспортного парка, внедрение современных информационных систем в производственную деятельность, реконструкция отделений почтовой связи", - говорится в прогнозе ведомства.

Информационные технологии

По данным Минэкономразвития, доля IT-отрасли в ВВП в 2019 году составила 1,83%, в 2020 году она снизится до 1,62%, в 2021 году вырастет до 1,71%, в 2022 году - до 1,83%, а в 2023 году - до 1,9%.

В министерстве полагают, что в прогнозный период развитию информационных технологий в России будет способствовать реализация национальной программы "Цифровая экономика", а также налоговый маневр в отрасли.

"Продолжится внедрение информационных технологий в экономике, социальной сфере, государственном управлении, что будет оказывать влияние на рост производительности труда и качество жизни населения, повышать эффективность технологических, производственных и управленческих процессов любой отрасли экономики, уровень обороноспособности страны. Масштабное распространение информационных технологий предполагается в здравоохранении, образовании, науке, культуре, обеспечении безопасности, промышленности, транспорте, сельском хозяйстве, финансовой сфере", - резюмировали в Минэкономразвития.

Производство зерна

Минэкономразвития ожидает рост объемов производства зерна до 137,5 млн тонн в перспективе до 2023 года, что на 13,5% выше уровня 2019 года. 

Отмечается, что это произойдет за счет роста урожайности и площади сева. При этом ожидается, что в текущем году валовый сбор зерновых и зернобобовых культур составит 122,5 млн тонн, тогда как в 2019 году сбор составлял 121,2 млн тонн.

Кроме того, в ведомстве прогнозируют к 2023 году рост объемов сбора подсолнечника - до 17,3 млн тонн (+12,7% к 2019 году), производства масел - до 8,2 млн тонн (+21%), овощей (кроме картофеля) и грибов замороженных - 86 тыс. тонн (+2,7%), картофеля переработанного и консервированного - до 334,7 тыс. тонн (+8,1%), а также овощей (открытого и закрытого грунта) и картофеля - до 14,7 млн тонн (+4,6%) и 22,6 млн тонн (+2,4%) соответственно.

В то же время объемы производства плодоовощных консервов (без детского питания) в 2023 году прогнозируются ниже уровня 2019 года. По оценке ведомства, они составят 5 тыс. 183,4 - 5 тыс. 182,9 рубля (92,1% к уровню 2019 года). В министерстве объясняют это смещением потребительских предпочтений в сторону свежих фруктов и овощей.

В МЭР также ожидают увеличение объема производства скота и птицы на убой в 2020 году до 15,42 млн тонн, что на 1,7% выше к уровню 2019 года. "На развитие отрасли животноводства в среднесрочной перспективе будут оказывать влияние технологическая модернизация, повышение эффективности производства, снижение производственных затрат, развитие логистики и выход на новые экспортные рынки", - отмечается в документе.

Производство лекарственных средств

Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, за три года может вырасти на 42,4%, говорится в прогнозе Минэкономразвития РФ.

"Индекс производства по виду деятельности "Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях" в 2023 году вырастет на 42,4% к уровню 2019 года", - говорится в материалах.

В 2019 году производство лекарственных средств и материалов выросло на 21,6%, в 2020 году вырастет на 14%, в 2021 году - на 7,5%, в 2022 году - на 7,7%, в 2023 году - на 7,9%, ожидает МЭР.

В среднесрочном периоде, отмечает министерство, предполагается расширение номенклатуры производимой продукции за счет развития производства в РФ, локализации производства препаратов зарубежных производителей - как в кооперации с отечественными фармацевтическими компаниями, так и путем создания собственных производственных мощностей. Также предполагается повышение конкурентоспособности фармацевтической продукции, в том числе за счет перехода к производству лекарственных средств в соответствии с правилами организации производства и контроля качества лекарственных средств (GMP).

"Кроме того, стимулированию локализации производства импортозамещающих препаратов продолжит способствовать реализация постановления правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 года № 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", - отмечает министерство.

Обрабатывающая промышленность

Минэкономразвития прогнозирует снижение в обрабатывающей промышленности РФ в 2021 году на 1,5%, в 2021-2023 годах ждет ежегодного роста более чем на 3%, говорится в прогнозе социально-экономического развития.

"Снижение выпуска обрабатывающей промышленности будет более умеренным - на 1,5%. При этом падение в отраслях, ориентированных на инвестиционный спрос и производство потребительских товаров длительного пользования, будет отчасти компенсировано расширением выпуска продукции первой необходимости (пищевые продукты, лекарственные средства и др.). В 2021-2023 годах ожидается постепенное восстановление промышленного производства", - говорится в документе.

В обрабатывающей промышленности рост производства прогнозируется на уровне 3,1% в 2021 году, 2% в 2022 году и 3,3% в 2023 году.

Производство легковых машин

Минэкономразвития в среднесрочной перспективе ожидает рост производства легковых автомобилей в РФ на фоне увеличения реальных располагаемых доходов населения. 

"В части автомобильной техники в среднесрочной перспективе ожидается рост производства легковых автомобилей, что будет обусловлено ростом реальных располагаемых доходов населения, а также диверсификацией географии экспортных поставок отечественных производителей", - говорится в сообщении.

По прогнозу министерства, в 2019-2024 годы увеличится спрос на дорожно-строительную технику. Это будет в том числе связано с реализацией инвестиционных проектов в дорожном, коммерческом и жилищном строительстве. Вырастет спрос и на грузовые автомобили на фоне роста коммерческих грузовых автоперевозок, а также необходимости обновления действующего парка техники.

В целом в 2020 году Минэкономразвития ожидает падение производства автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов на 18% по сравнению с 2019 годом. В эту категорию министерство включает легковые автомобили, автобусы, грузовики, автокраны, двигатели внутреннего сгорания, пожарные автомобили, кузова и коммунальную технику.

При этом в 2023 году автомобильное производство восстановится до докризисного уровня 2019 года, ожидают в МЭР.

Пассажирские авиаперевозки

Объем пассажирских авиаперевозок в РФ в 2020 году снизится на 53% - до 60 млн человек, затем показатель перейдет к росту на уровне общемирового и в 2023 году увеличится на 5%, следует из прогноза Минэкономразвития.

"В 2020 году ожидается объем перевозок на уровне 60 млн пассажиров (минус 53,2%)", - говорится в докладе. Министерство объясняет падение мерами по борьбе с распространением коронавируса.

"На воздушном транспорте после падения объема перевозок и пассажирооборота в 2020 году более чем на 50% к уровню 2019 года в прогнозном периоде ожидается рост показателей на уровне среднемировых значений", - отмечается в документе.

В 2019 году авиатранспортом в РФ было перевезено 128 млн человек. В 2023 году, по прогнозу, показатель вырастет на 5,2% к 2019 году и составит 134,8 млн человек.

Объемы коммерческих авиаперевозок грузов в 2020 году снизятся на 9,5%, до 1,039 млн тонн, отмечает Минэкономразвития.

Ранее Росавиация сообщила, что российские авиакомпании в августе 2020 года сократили перевозки пассажиров по сравнению с августом прошлого года на 33,2%, до 9,3 млн пассажиров. Между тем, по сравнению с июлем показатель вырос почти на 38%.

Пассажирские железнодорожные перевозки

Возврат объема пассажирских перевозок железнодорожным транспортом к уровню 2019 года ожидается к середине I квартала 2021 года, говорится в прогнозе МЭР.

В министерстве основывают прогноз на восстановлении пассажиропотока после снятия введенных ранее ограничений из-за пандемии.

Объем пассажирских перевозок в этом году ожидается на уровне 680 млрд пасс-км (-43,4% к уровню 2019 года), считают в министерстве.

В 2022-2023 годы возобновится рост объемов перевозок. Главным драйвером роста станет развитие Московского транспортного узла - реализация проекта Московских центральных диаметров, развитие метрополитена и Московского центрального кольца. Таким образом, в 2023 году объем перевозок пассажиров ожидается на уровне 1,235 млрд человек (+2,7% к уровню 2019 года).

Пассажирские автоперевозки

Минэкономразвития ожидает сокращение пассажирских автобусных перевозок в 2020 году на 23,4%, до 8,2 млрд человек, следует из прогноза ведомства.

"В 2020 году перевозка пассажиров ожидается на уровне 8,2 млрд человек (-23,4%).В среднесрочной перспективе прогнозируется повышение транспортной подвижности населения и увеличение доступности территорий России за счет развития сети скоростных автомобильных дорог, в том числе используемых на платной основе", - отмечается в документе.

При этом, по прогнозу министерства, уже в 2023 году количество перевезенных пассажиров составит 11,6 млрд человек (+8,4% по сравнению с 2019 годом).

Коммерческие грузоперевозки автотранспортом также покажут падение по итогам года. "В 2020 году коммерческая перевозка грузов автомобильным транспортом ожидается на уровне 1 352,8 млн тонн (-11,3%), - уточняется в документе. - В 2023 году объем коммерческой перевозки грузов прогнозируется на уровне 1 536,9 млн тонн (+0,7%)".

Перевозка грузов

Восстановительный рост объемов перевозок грузов железнодорожным транспортом ожидается в период до 2023 года, считают в МЭР.

Тенденции снижения погрузки сохранились в 2020 году в условиях продолжающегося ухудшения конъюнктуры на ключевых товарных рынках, прежде всего сырьевых, а также нестабильной макроэкономической ситуации, обусловленной сложной эпидемиологической обстановкой, отметили в министерстве. По итогам года ожидается объем перевозки грузов железнодорожным транспортом по путям общего пользования в размере 1,221 млрд тонн, что на 4,5% ниже уровня 2019 года. При этом к 2023 году погрузка достигнет 1,304 млрд тонн, что несколько выше уровня 2019 года.

РЖД ожидают снижения погрузки по итогам 2020 года на 3,5%, хотя ранее прогнозировали падение на 5%, говорилось в презентации заместителя генерального директора компании Алексея Шило. Вместе с тем рост погрузки по итогам 2021 года составит 2,6% относительно показателей 2020 года, хотя ранее РЖД прогнозировали рост на 2,8%. В абсолютном выражении она достигнет 1,265 млрд тонн - на 31,5 млн тонн больше, чем по итогам 2020 года, считают в компании.

Теги