МОСКВА, 1 октября. /ТАСС/. Индекс цифровизации российского бизнеса в первом полугодии 2020 года остался на уровне прошлого года, сообщается в четверг в исследовании банка "Открытие" и Московской школы управления "Сколково", посвященном готовности малого и среднего бизнеса к цифровой экономике (BDI - Business Digitalization Index). Оператором исследования выступил Аналитический центр НАФИ.
По данным опроса, проведенного в августе-сентябре среди 588 руководящих сотрудников предприятий в восьми федеральных округах России, в первом полугодии 2020 года индекс цифровизации предприятий МСП Москвы и российских регионов составляет 50 пунктов по шкале от 0 до 100, что сравнимо с уровнем прошлого года. Высоким считается уровень цифровой грамотности от 70 пунктов. Это говорит о том, что бизнес готов к цифровизации только наполовину, и есть цифровые сферы, которым компании уделяют недостаточно внимания. При этом высокий уровень цифровизации имеют 8% российских компаний. Среди компаний среднего бизнеса эта доля достигает 20%, среди ИП и микрокомпаний - 7-8%, среди малых предприятий - 17%.
Сохранение текущего значения индекса происходит за счет роста значений одних его составляющих и снижения других. Доля компаний, использующих интернет, с начала года увеличилась до 96% (в феврале 2020 года она составляла 94%), доля применяющих мобильные приложения для ведения бизнеса - до 60% (в начале 2020 года - 51%). Заметно большее число субъектов МСП завели полноценные сайты - запустили их или существенно дополнили информацию на уже существующих 60% против 41% в начале 2020 года. Также увеличилась доля компаний, имеющих страницы в социальных сетях (59% против 47%).
Еще один фактор, препятствующий росту индекса цифровизации бизнеса, - отсутствие установок на цифровое развитие сотрудников. Так, доля компаний, которые не проводили курсы или тренинги по использованию цифровых технологий для своих сотрудников, возросла с начала года с 57% до 73%. Почти половина руководителей компаний (47%) считают, что у них и их сотрудников достаточно знаний для успешного применения цифровых технологий и сервисов в работе, и развиваться в этом направлении дополнительно им не нужно.
Что касается дистанционной работы, 30% компаний не испытали необходимости в переводе сотрудников на удаленный формат, а 45% компаний, которые перешли на него, не столкнулись при этом ни с какими проблемами. Ключевыми причинами сложностей при переводе процедур из офлайн-режима в онлайн руководители компаний назвали невозможность обеспечения сотрудников оборудованием (14%) и снижение эффективности работников на удаленке (12%). Каждая пятая компания в период пандемии впервые начала пользоваться интернет-инструментами для организации встреч и мероприятий онлайн.
Цифровые каналы передачи данных
По данным исследования, возросло количество компаний, использующих такие цифровые каналы передачи данных, как облачные решения (с 52% до 65%), системы по автоматизации работы предприятия (с 36% до 43%) и работы с клиентами (с 33% до 38%), сократилась доля компаний, которые работают без использования онлайн-документов (с 47% до 41%).
Доля руководителей, которые считают, что общаться с ними нужно только лично, снижается (с 30% до 26%), и наоборот растет доля компаний, использующих мессенджеры для общения с клиентами (с 80% до 87%). Выросли доли компаний, использующих email-marketing (с 20% до 27%), клиентские рекламные рассылки через мессенджеры (с 16% до 25%).
Самыми популярными каналами продвижения остаются контекстная реклама (50%) и реклама в соцсетях (49%). Однако по сравнению с предыдущей волной измерений популярность этих платных каналов продвижения заметно снизилась: доли компаний, покупающих контекстную рекламу и рекламу в соцсетях, упали на 15 и 9 процентных пунктов соответственно.