ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ, 26 октября. /ТАСС/. Рыбная отрасль в Камчатском крае обеспечивает рабочими местами около 13% трудоспособного населения, на которые приходится более 20% зарплатного фонда региона. Как сообщил в понедельник ТАСС председатель общественного совета при Росрыболовстве, президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Герман Зверев, фонд заработной платы в рыболовстве и рыбопереработке Камчатского края практически равен зарплатному фонду еще четырех отраслей - энергетики, транспорта, строительства и добычи полезных ископаемых.
"На Камчатке в рыбной отрасли занято около 16 тыс. человек, и заработный фонд составляет в год 24,5 млрд рублей. Еще четыре сектора - энергетика, транспорт, строительство и добыча полезных ископаемых - [обеспечивают] годовой зарплатный фонд почти на столько же - 21,3 млрд рублей. Но занято там 26 тыс. человек, это означает, что средний уровень заработной платы в рыбной отрасли существенно выше <...> Доля рыбаков в работающем населении [Камчатки] составляет 13%, а доля в зарплатном фонде - свыше 20%", - сказал Зверев.
Он отметил, что заработная плата в рыбодобыче и рыбопереработке - одна из самых высоких в Камчатском крае. "Когда в 2010 году утверждалась стратегия развития рыбохозяйственной отрасли Камчатского края, ставилась задача довести среднюю заработную плату в отрасли к 2025 году до 85 тыс. рублей. Сейчас она составляет 132 тыс. рублей", - отметил президент ВАРПЭ и добавил, что работа в отрасли, особенно в море, является очень тяжелой, и привлечь туда людей можно только более высокими зарплатами, чем в других сегментах экономики.
О ситуации с путиной
Зверев также сообщил, что сложная лососевая путина 2020 года, не оправдавшая научные прогнозы по подходу рыбы в реки Дальнего Востока, а также дополнительные расходы, которые понесла рыбная отрасль в период пандемии, не привели к катастрофическим последствиям.
"В этом году сложная... непредсказуемая [лососевая путина] усугубилась еще и пандемией. Все предприятия были вынуждены дополнительные расходы нести, связанные с привозом людей, с обсервацией, тестированием. Мы посчитали, что... 2,2 млрд [рублей] на это было потрачено. Конечно, трагических, катастрофических последствий для выживания предприятий не последует, никто не закроется", - сказал Зверев, добавив, что каждый из этих факторов стал ощутимым и болезненным для финансового благополучия предприятий, в особенности работающих на восточном побережье Камчатки, где прогнозы по подходу рыбы не оправдались наиболее ощутимо.
Президент ВАРПЭ добавил, что на 2021 год уже запланировано увеличение числа рейсов исследовательских судов, которые позволят рыбохозяйственной науке сделать более точные прогнозы по подходу рыбы. Он подчеркнул, что причины сложной путины заключаются не только в природных факторах, но и в сложностях финансирования исследований, которым в последние годы уделялось недостаточно внимания. "Для рынка сейчас около 300 тыс. тонн вылова лососевых - хороший результат. Надеемся, что и в следующем году, и в 2022-м наука подойдет [к прогнозам] более вооруженной", - добавил Зверев.
Ранее во Всероссийском научно-исследовательском институте рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) сообщили ТАСС, что прогноз подхода лосося в реки Дальнего Востока во время путины 2020 года не учитывал вероятность глобальных экосистемных перестроек в океанический период жизни этой рыбы, поэтому предположения ученых оказались завышенным. В августе губернатор Камчатского края Владимир Солодов доложил премьер-министру РФ Михаилу Мишустину о проблемах с лососевой путиной, сообщив, что обратится в Росрыболовство с предложениями по уточнению научных прогнозов по рыбе. По его словам, низкие результаты лососевой путины на Камчатке ударили по рыбохозяйственной отрасли региона сильнее, чем пандемия коронавируса.