Глава ФСКН: в борьбе с наркотрафиком Россия не может полагаться на НАТО

МОСКВА, 25 марта. /ИТАР-ТАСС/. Глава ФСКН России Виктор Иванов оценивает ликвидацию формата G8 как нежелание НАТО нести ответственность за рост наркопроизводства в Афганистане.

"Наша экспертная встреча исходно готовилась в формате совещания ведущих экспертов по проблеме альтернативного развития для адресного экспертного обеспечения председательства России в Группе восьми. Однако, по инициативе партнеров по "восьмерке" данный формат был в одностороннем порядке сломан и, как вы уже знаете, вчера на заседании редуцированной "семерки" в Гааге был подтвержден курс США и НАТО на изоляцию России", - сказал Иванов на встрече экспертного сообщества, проводящейся для подготовки министерской встречи глав антинаркотических ведомств.

Он обратил внимание на то, что ликвидация Западом формата "восьмерки" была произведена в тот момент, когда Россия в рамках своего председательства в Группе восьми в 2014 году в качестве приоритета выдвинула вопрос борьбы с наркотиками.

"Что трудно оценивать иначе, чем радикальный способ США и НАТО уйти от ответственности за 40-кратный взрывной рост наркопроизводства в Афганистане с момента оккупации этой многострадальной страны вооруженными силами США и НАТО в 2001 году", - подчеркнул Иванов.

Глава ФСКН подчеркнул, что в борьбе с мировым наркотрафиком России можно полагаться только на страны БРИКС и государства, которые соседствуют с наркопроизводителями, а не на НАТО.

"Решить эту глобальную проблему возможно только путем объединения усилий большого числа передовых стран мира - конечно, речь идет и о государствах, входящих в Группу восьми, но опыт показывает, что следует реально полагаться, прежде всего, на страны БРИКС и страны-соседи с регионами наркопроизводства, свободные от обязательств и секретных решений военного политбюро НАТО", - считает Иванов.

Он напомнил, что за 14 лет - с момента начала в Афганистане операции "Несокрушимая свобода" - от афганского героина в Евразии погибло свыше миллиона человек, из которых минимум половина - граждане России.

Интенсивный транзит наркопродукции из Афганистана, по словам Иванова, оцениваемый в $80 млрд ежегодно, обеспечивает размножение парамилитарных наркогруппировок, рост насилия, вовлечение нескольких миллионов жителей региона в транзит - что в целом деформировало политический ландшафт государств Средней Азии, Кавказа и Ближнего Востока. 

Комплексное развитие Афганистана как метод борьбы

Для эффективной борьбы с наркотрафиком из Афганистана необходимо в ближайшие десять лет организовать комплексное развитие этой страны, считает Иванов.

"Для реализации этой идеологии или доктрины (Безопасность через развитие) необходимо в период с 2015 до 2025 года организовать комплексное развитие Афганистана на основе программ альтернативного развития нового поколения, включающих форсированную индустриализацию и строительство опорных инфраструктур", - сказал Иванов.

"В этих целях Россия считает необходимым разрабатывать и предлагать миру новое поколение программ альтернативного развития Афганистана, которые позволят на деле решить задачу ликвидации этого планетарного центра наркопроизводства и источника дестабилизации всей Евразии", - отметил глава ФСКН.

"Предлагаю провести специальную международную конференцию по альтернативному развитию Афганистана - например, в Омске, осенью текущего года", - предложил Иванов.

Ежегодный ущерб мировой экономике равен ВВП Франции или Великобритании

Решение проблемы афганского наркопроизводства позволит оздоровить глобальную экономику, которая ежегодно несет ущерб от наркоторговли в размере $2 трлн, подчеркнул глава  ФСКН.

Производство опийного мака в Афганистане

"С учетом того, что, согласно общепризнанным оценкам, в том числе экспертов ООН, наркоденьги в мире ежегодно составляют рынок объемом порядка $800 млрд, а негативные последствия для реальной экономики в 2-3 раза превышают эту сумму, объем ежегодного ущерба мировой экономике составляет минимум $2 трлн, что равно ВВП таких стран, как Франция или Великобритания", - сказал Иванов.

По его словам, это позволяет уверенно утверждать, что наркоденьги являются базисом современной финансовой системы. Иванов напомнил, что, по данным бывшего заместителя генерального секретаря ООН, исполнительного директора УНП ООН Антонио Косты, в 2008-2009 годах в крупнейшие банки мира для устранения критического дефицита ликвидности было вброшено около $352 млрд, вырученных от продажи наркотиков, которые затем были использованы в межбанковских заимствованиях.

"Это свидетельствует о том, что вся существующая глобальная экономическая миросистема в целом не только недееспособна, но и направлена на саморазрушение, - отметил глава ФСКН. - Таким образом, мировая экономика является своего рода заложником наркопроизводства, а Афганистан, в свою очередь, является заложником больной глобальной экономики".

По мнению Иванова, только организованное альтернативное развитие позволяет вывести мир и из глобального кризиса. "Решение проблемы афганского наркопроизводства позволит вылечить глобальную экономику", - заключил он. 

"Радуга-3"

Глава ФСКН России Виктор Иванов предложил мировому сообществу разработать план борьбы с афганской наркоугрозой под названием "Радуга-3".

Выступая на встрече экспертного сообщества, проводящейся для подготовки министерской встречи глав антинаркотических ведомств, Иванов предложил продвигать в Совете Безопасности ООН постановку вопроса о выделении проблемы ликвидации планетарных центров наркопроизводства в отдельный и абсолютно приоритетный вопрос для мирового сообщества.

Ранее Россия уже не раз предлагала мировому сообществу план борьбы с афганской наркоугрозой "Радуга-2". Он предусматривает уничтожение наркопосевов в Афганистане, а также повышение через Совбез ООН статуса проблемы афганского наркопроизводства до уровня угрозы международному миру и безопасности, разработку и реализацию программы подъема экономики Афганистана через инфраструктурное развитие и создание не менее 2 млн рабочих мест для афганцев. Кроме того, предусмотрены включение в санкционный список ООН лендлордов, предоставляющих земли под маковые плантации, и включение в мандат международных сил по поддержанию безопасности в Афганистане компетенции и обязанности по уничтожению наркоплантаций.

В экспертной встрече приняли участие представители правоохранительных ведомств ряда зарубежных стран и международных организаций, в том числе ООН, ЕС, ШОС, ОДКБ, БРИКС и других.