САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 18 октября. /Корр. ИТАР-ТАСС Ольга Павлова/. За последние три года в Ленинградской области "убито" или, говоря официальным языком, выведено из нормативного состояния более 750 км региональных и муниципальных дорог. Об этом сегодня на совещании в правительстве области заявил председатель комитета по дорожному хозяйству Алексей Львов.
Ситуация вызывает постоянное возмущение жителей вплоть до митингов и перекрытия дорог. Люди жалуются на срыв пассажирских перевозок, на то, что до них не могут добраться ни автолавка, ни пожарные машины, ни "скорые". Основную вину за это правительство региона возлагает на недропользователей - разработчиков месторождений нерудных строительных материалов. Только крупных карьеров в Ленинградской области насчитывается около 60.
"На наши дороги вышли "монстры"
Как отметил губернатор Ленобласти Александр Дрозденко, за последние семь лет автомобильные перевозки сыпучих грузов "увеличились в десятки раз". Основными причинами, на его взгляд, являются две: рост железнодорожных тарифов и появление на рынке перевозок автопоездов, перевозящих за один рейс до 100 тонн груза. "Будем откровенны, - обратился Дрозденко к участникам совещания, - на наши дороги вышли "монстры", на которых эти дороги совсем не рассчитаны". Основная масса региональных дорог построена по ГОСТам 70-80 годов и рассчитаны они на транспорт с максимальной нагрузкой 10 тонн на ось.
За год по региональным дорогам перевозится около 30 млн кубометров песка и щебня. В перспективе до 2020 года этот объем возрастет вдвое, поскольку в Ленинградской области будет реализовываться ряд крупных инфраструктурных проектов. В том числе, в дорожном строительстве: строительство трассы Санкт-Петербург - Сортавала, Усть-Луга - Великий Новгород, расширение трассы "Скандинавия". Песок и щебень придется подвозить по слабеньким областным дорогам. Кроме того, планируется, что "Скандинавия" станет платной, да и за проезд большегрузов по всем федеральным трассам с 1 января 2014 года будет взиматься плата. В итоге, как предвидит глава Ленобласти, "весь поток уйдет на региональные дороги, и через три года можно будет с ними попрощаться".
Семь проблемных участков
Правительство области, со своей стороны, ищет решение проблемы. Профильный комитет набирает материал для анализа. Уже определены 7 наиболее проблемных участков, на ремонт которых за последние 5 лет потрачено около 1,25 млрд рублей, но дороги остаются "ненормативными". Выполняется расчет размера вреда, наносимого перевозкой тяжеловесных грузов. С августа нынешнего года начали постоянную работу 12 передвижных пунктов взвешивания автотранспорта. На Карельском перешейке, где сосредоточено большинство карьеров нерудных материалов, в 2014 году будут построены 5 постоянных весовых постов.
Три варианта компенсации
На основании всех этих наработок губернатор Ленобласти собрал разработчиков карьеров, по его словам, "на последнее совещание". От имени правительства региона им были предложены несколько вариантов компенсации наносимого вреда. Один из них предусматривает передачу недропользователям тупиковых участков дорог с тем, чтобы они их сами ремонтировали и содержали. Второй вариант - для ситуаций, где на дороге "сидят" несколько таких компаний. В таком случае предлагается выплачивать с каждого кубометра отгруженного песка или щебня определенную сумму. По подсчетам профильного комитета, это 100 рублей с "куба" на ремонт и по 15 рублей на последующее содержание.
Третий вариант предусматривает более сложный и долгий путь: создание компании-регионального оператора и оснащение всех большегрузов системой ГЛОНАСС. Тогда плату можно было бы взимать не за "кубы", а за пробег. Но этот вариант требует внесения изменений в федеральное законодательство. "Есть и четвертый вариант, административный", - предупредил Дрозденко. "Мы делаем вид, что вы ни при чем, но вводим запрет на разработку новых участков и поэтапно закрываем карьеры, а доставлять сыпучие материалы будем по железной дороге из других регионов", - пояснил он. При этом варианте Ленинградская область применит у себя опыт Московской области, где 85% строительных материалов завозится из соседних областей. В 47-м регионе пока обратное соотношение.
Подготовка нормативных документов
Но такая мера, видимо, не потребуется. "Генералы" гранитных и песчаных карьеров протеста против введения подобных платежей не выразили. А некоторые из них разделяли мнение гендиректора "Гавриловского карьероуправления" и депутата Выборгского района Сиражудина Магомедова, который сказал: " Давно я ждал такой строгой постановки вопроса". Впрочем, не только ждал - предприятие давно взяло на свое содержание поселковую дорогу в Гаврилово.
Нормативные документы по введению компенсационных выплат поручено до конца года подготовить рабочей группе во главе с Алексеем Львовым. Затем они будут переданы на утверждение в областное Законодательное собрание.