4 октября 2015, 17:30

Наталья Комарова: нефть - наш хлеб, что бы ни говорилось по поводу "нефтяной иглы"

Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа рассказала в интервью ТАСС об экономической ситуации в регионе

О том, как реализуются масштабные проекты в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, в чем заключается инвестиционная привлекательность округа, как работает добывающая отрасль в самом нефтеносном регионе России в условиях западных санкций, как ситуация с "Трансаэро" и "ЮТэйр" отразится на авиаперевозках в Югре, в интервью ТАСС на международном инвестиционном форуме "Сочи-2015" рассказала губернатор Наталья Комарова.

- Одна из главных тем форума - импортозамещение. Какая программа по этому направлению ведется в вашем регионе?

- Мы привязываем стратегию импортозамещения к планам диверсификации нашей экономики. У нас есть 17 инвестиционных проектов. Они дадут возможность развиваться агропромышленному комплексу в неблагоприятном для сельского хозяйства регионе, а также лесопромышленной, строительной, перерабатывающей отрасли и целому ряду других направлений.

Наш регион традиционно воспринимают как сырьевой, мы стараемся преломить эту тенденцию. Перерабатывающая отрасль позволит нам получать здесь и сейчас более серьезные объемы добавленной стоимости. Согласно стратегии развития округа до 2030 года, общий объем производимых товаров и услуг в перерабатывающих отраслях в общем объеме должен составить не менее 56%.

В указах президента РФ есть положение о создании новых высокопроизводительных рабочих мест. И это тоже вклад в импортозамещение, так как рабочие места создаются на конкурентоспособных производствах. В этом году мы ввели в эксплуатацию крупное нефтяное месторождение имени Шпильмана и Южно-Приобский газоперерабатывающий завод. На этих объектах использовалось в основном оборудование, произведенное на российских предприятиях.

Мы планируем создавать мощности и инновационные компании, способные создавать новые технологии в нефтегазовой отрасли. И они уже есть. Это наш хлеб, что бы ни говорилось по поводу "нефтяной иглы".

- Какие планы по добыче нефти в 2015 году?

- Добыча в 2015 году по прогнозу окружного департамента недропользования при благоприятных условиях может составить 249 млн тонн, при неблагоприятных - 243 млн тонн. По итогам 2014 года на территории округа было добыто 250 млн тонн нефти.

Роснедра в четвертом квартале 2015 года запланировали проведение аукционов по 17 участкам недр. Они разбросаны по территории округа - это Ханты-Мансийский, Советский, Октябрьский, Сургутский, Белоярский и другие районы. Суммарно их запасы оцениваются в 90,7 млн тонн нефти и 5,5 млрд кубометров газа. Общая площадь участков превышает 6,2 тыс. квадратных километров.

- Какие месторождения планируете ввести в 2016 году?

- В этом году введены в эксплуатацию три месторождения - Южно-Ватлорское ("Сургутнефтегаз"), имени Шпильмана (Северо-Рогожниковское, "Сургутнефтегаз") и Северо-Ватьеганское (ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь). Только начальные общие извлекаемые запасы на этих месторождениях составляют 96 млн тонн нефти, суммарная добыча на них уже составила 9 тыс. тонн нефти.

Месторождение Шпильмана - крупное. В соответствии с лицензией срок его эксплуатации продлится до 2092 года. Каждый год мы вводим от трех до пяти новых месторождений.

В 2016 году к вводу планируются два месторождения - Южно-Эйтьянское (ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь) и Южно-Мытаяхинское ("Сургутнефтегаз"). Их запасы оцениваются в 16,3 млн тонн.

Мы считаем, что имеющиеся месторождения, находящиеся в нераспределенном фонде, также нужно вовлекать в разработку и добывать нефть. Поэтому мы подготовили предложения для федеральных ведомств по еще 55 участкам недр для того, чтобы они были включены в программу лицензирования. Из этих 55 участков мы предлагаем 23 для геологического изучения, предельные извлекаемые запасы которых оцениваются в 267 млн тонн. Еще 32 участка недр предлагаем для разведки и добычи, а также геологического изучения - ресурсный потенциал их может превысить 390 млн тонн нефти. Кроме того, на этих участках может быть добыто более 11 млрд кубометров газа.

- Как решается вопрос с транспортной доступностью региона, планируется ли модернизация аэропортов Ханты-Мансийска, Сургута?

- В государственной собственности на территории региона несколько аэропортов, в том числе два международных - Ханты-Мансийск и Нижневартовск. Программа модернизации существует по Ханты-Мансийскому аэропорту.

- В авиаотрасли складывается непростая ситуация. Что предпринимают власти региона для сохранения ключевого перевозчика "ЮТэйр" на территории округа? Какие субсидии запланированы на 2016 год?

- Да, это ключевой перевозчик для нашего региона. Авиакомпания в 2015 году получит из бюджета порядка 962 млн руб. субсидий на пассажирские авиаперевозки по территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Тюменской области. На 2016 год тоже планируется субсидирование. Это мера поддержки не столько компании, сколько населения. Она позволяет в среднем снижать стоимость авиабилетов для населения на социально значимых маршрутах на 70% от их реальной себестоимости.

- Авиакомпания "Трансаэро", которая находится на грани банкротства, также летает в Ханты-Мансийск. Скажется ли это на транспортной доступности столицы округа?

- Думаю, не скажется, поскольку это не основной перевозчик в регионе. "Трансаэро" не имеет просроченной задолженности перед аэропортами Югры. Если она будет появляться, то, естественно, будут предъявляться претензии. Это нормальные цивилизованные отношения. И перевозчик, и аэропорт справляются со взаимными обязательствами.

Будем надеяться, что проблема "Трансаэро" и ее партнеров нас не заденет болезненно. А если говорить по проводу расписания, то все-таки в основном у нас рынок занят "ЮТэйром".

- Поскольку форум в Сочи инвестиционный, не можем не спросить - какой объем инвестиций в экономику округа ожидаете, и каков в их структуре удельный вес российских и зарубежных денег?

- В 2014 году мы получили 709 млрд руб. инвестиций, за первое полугодие 2015 года - 369 млрд руб. (в прошлом году за этот же период было 318 млрд руб.). По зарубежным инвесторам информация появляется позже. В 2014 году получили $467 млн, рост к 2013 году составил 12%.

- Как повлияли санкции на активность зарубежных инвесторов?

- Активность снизилась, это объективная реальность. Не могу в связи с этим не упомянуть французскую нефтяную компанию Total. Еще в 2014 году мы не теряли надежды, что они смогут выйти на трудноизвлекаемые запасы, у них есть хорошие технологии. Мы очень рассчитывали на участие французских партнеров в наших проектах, но из-за санкций структура взаимоотношений поменялась. Будем рассчитывать, что ЛУКОЙЛ справится с этими проектами.

Сейчас отечественные игроки должны решать вопросы самостоятельно либо с использованием возможностей других партнеров, которые не вовлечены в круговерть с санкциями.

 

Беседовала корреспондент ТАСС Юлия Темерева