История экономической интеграции евразийских государств. Досье
Первой попыткой создания на постсоветском пространстве экономического межгосударственного объединения был договор о Экономическом союзе, подписанный в сентябре 1993 г. странами СНГ. Но уже в 1994 г. половина государств-участников заявила об отказе от практической реализации этого проекта.
Идею "евразийской" интеграции впервые озвучил в марте 1994 г. президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, представив в МГУ им. Ломоносова "Проект о формировании Евразийского Союза Государств". Однако это предложение не было рассмотрено другими участниками СНГ.
6 января 1995 г. подписано соглашение о Таможенном союзе (ТС) между Россией и Белоруссией, к которому в том же году присоединился Казахстан, а позднее Киргизия и Таджикистан. В 1999 г. стороны заключили договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, в соответствии с которым обязались завершить формирование ТС и перейти к построению "общего рынка".
23 мая 2000 г. в Минске главы стран ТС поддержали предложение президента России Владимира Путина об образовании более эффективной экономической организации. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил наделить новое объединение таким же международным статусом, что и Европейский союз, и назвать новую организацию "Евразийской". 10 октября 2000 г. в Астане лидеры России, Белоруссии, Казахстана, Таджикистана и Киргизии подписали договор об образовании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). С его образованием Таможенный союз прекратил свою деятельность. В 2006 г. в ЕврАзЭС вступил Узбекистан, однако спустя два года вышел из него. Статус наблюдателя при сообществе предоставлен Молдавии, Украине, Армении и Евразийскому банку развития.
Целями сообщества были объявлены обеспечение режима свободной торговли, формирование Таможенного союза, единого экономического пространства, введение единой валюты. Важнейшей задачей названо вступление стран-участниц во Всемирную торговую организацию (ВТО).
В 2006 г. президентами стран ЕврАзЭС принято решение о создании в рамках сообщества нового Таможенного союза, в пределах которого во взаимной торговле действует единый таможенный тариф, не применяются пошлины и ограничения экономического характера (кроме специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер). Формированием "нового ТС" занялись Россия, Белоруссия и Казахстан. 6 октября 2007 г. Россия, Белоруссия и Казахстан подписали договор о создании единой таможенной территории и формировании ТС. Был образован наднациональный орган управления - комиссия Таможенного союза.
9 июня 2009 г. в Москве главы правительств трех государств выступили с совместным заявлением о том, что Россия, Казахстан и Белоруссия выходят из односторонних переговоров по присоединению к ВТО и начнут переговорный процесс как единый Таможенный союз.
ТС начал свою работу в январе 2010 г., когда вступил в силу Единый таможенный тариф трех стран. С июля того же года на территории государств-членов ТС был введен единый Таможенный кодекс, с июля 2011 г. весь таможенный контроль вынесен на внешний контур союза. На внутренних границах сохранен пограничный и миграционный контроль.
27 ноября 2009 г. на встрече в Москве президенты России, Белоруссии и Казахстана приняли решение о переходе к более глубокой форме экономической интеграции - Единому экономическому пространству (ЕЭП), основанному на принципах и нормах Всемирной торговой организации. ЕЭП предусматривает устранение барьеров во взаимной торговле, создание общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, проведение согласованной валютной политики. 9 декабря 2010 г. подписана Декларация о формировании ЕЭП на пространстве Таможенного союза трех стран. ЕЭП начало действовать с января 2012 г., когда вступили в силу базовые соглашения.
В Декларации о формировании ЕЭП от 9 декабря 2010 г. было заявлено, что, "развивая Таможенный союз и ЕЭП, ЕврАзЭС движется к новой форме интеграции - Евразийскому экономическому союзу".
Осенью 2011 г. лидеры России, Казахстана и Белоруссии выступили с программными статьями в газете "Известия" о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Мы предлагаем модель мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной "связки" между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом. Евразийский союз будет строиться на универсальных интеграционных принципах как неотъемлемая часть Большой Европы, объединенной едиными ценностями свободы, демократии и рыночных законов
Путин подчеркнул, что проект не нужно рассматривать как возврат к СССР и как замену СНГ.
Решение о евразийской экономической интеграции вызвало критические замечания со стороны некоторых западных политиков. В декабре 2012 г. госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила о намерении США противодействовать процессу интеграции на территории бывшего СССР: "Мы отмечаем некий сдвиг в сторону повторной советизации региона… Мы знаем, в чем заключается цель, и мы стараемся разработать эффективные способы того, как замедлить это или предотвратить это". По мнению экономистов Европейского банка реконструкции и развития, Таможенный союз негативно влияет на торговлю Белоруссии и Казахстана с третьими странами.
18 ноября 2011 г. на встрече в Москве главы России, Белоруссии и Казахстана подписали Декларацию о Евразийской экономической интеграции. В ней в качестве конечной цели интеграции было провозглашено создание Евразийского экономического союза, который придет на смену ЕврАзЭС.
Единым постоянно действующим регулирующим наднациональным органом ТС и ЕЭП с 2012 г. является Евразийская экономическая комиссия (преемница комиссии Таможенного союза), состоящая из совета и коллегии. В совет входят по одному вице-премьеру от каждого из государств. В составе коллегии - 9 членов в ранге министров (по трое от каждой страны). Вышестоящий орган ТС и ЕЭП - Высший Евразийский экономический совет на уровне глав государств и правительств.
Объем взаимной торговли государств ТС и ЕЭП за 2013 г. составил $64,1 млрд (94,5% к уровню 2012 г.), за I квартал 2014 г. - $13,2 млрд. (87,4%). Суммарный ВВП в 2012-14 гг. вырос с $2,3 трлн до $2,7 трлн.
Таможенный союз и Единое экономическое пространство, как и создаваемый ЕАЭС, открыты для присоединения других государств. В 2011 г. о намерении присоединиться к ТС и ЕЭП, а в дальнейшем участвовать в деятельности ЕАЭС заявила Киргизия, в 2013 г. - Армения. Комплекс мер по присоединению этих стран к союзу ("дорожная карта") одобрен в 2013 г. для Армении и в 2014 г. - для Киргизии.
В 2011 г. руководители Украины заявили, что эта страна может сотрудничать с ТС и ЕАЭС в качестве наблюдателя. В 2013 г. подписаны меморандумы, согласно которым Украина могла участвовать в деятельности всех структур ТС и ЕЭП без права голоса. Российская сторона не раз заявляла, что препятствием к полноценному членству Украины в ТС являются планы подписать соглашение об ассоциации с Европейским союзом.
Среди других государств, объявлявших о намерении в той или иной форме присоединиться к экономическому союзу России, Белоруссии и Казахстана - Абхазия (февраль 2010 г.), Приднестровье (февраль 2012 г.), Таджикистан (сентябрь 2012 г.), Сирия (октябрь 2013 г.), а также и Южная Осетия (октябрь 2013 г.).
29 мая 2014 г. в Астане по итогам заседания Высшего Евразийского экономического совета президенты России, Казахстана и Белоруссии Владимир Путин, Нурсултан Назарбаев и Александр Лукашенко подписали Договор о ЕАЭС. Три государства приняли обязательства гарантировать свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, осуществлять согласованную политику в ключевых отраслях экономики. 3 октября 2014 г. президент РФ Владимир Путин подписал закон о ратификации договора. 10 октября 2014 г. в Минске по итогам заседания совета глав государств СНГ Высший Евразийский экономический совет одобрил присоединение Армении к ЕАЭС. Казахстан ратифицировал договор о союзе 14 октября 2014 г. 23 декабря 2014 г. в Москве на заседании Высшего Евразийского экономического совета был подписан договор о присоединении Киргизии к ЕАЭС.
Согласно договору, ЕАЭС начнет работу с 1 января 2015 г. ЕврАзЭС прекратит свою деятельность.