МОСКВА, 28 мая. /ИТАР-ТАСС/. Президенты России, Белоруссии и Казахстана подпишут 29 мая в Астане договор о создании с 1 января 2015 года Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который станет следующим этапом интеграции трех стран на постсоветском пространстве после создания Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Договор о создании ЕАЭС объединяет юридическую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также часть нормативных актов Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭс), которые не противоречат более поздним договоренностям в рамках ТС и ЕЭП, пояснили ИТАР-ТАСС в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), курирующей 20-летний процесс интеграции. "Это не замена Таможенного союза или ЕЭП, а их продолжение, очередной этап интеграции", - говорит профильный чиновник, знакомый с содержанием документов, готовящихся к подписанию.
Экономическая интеграция на постсоветском пространстве началась в 1993 году в рамках Союза Независимых Государств (СНГ). В 2000 году было создано ЕврАзЭс, но реального прорыва удалось достичь с созданием Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии. В совместной статье, опубликованной осенью 2011 года, лидеры трех стран определили союз как мощное наднациональное объединение, способное стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной связки между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом.
Согласно проекту нового документа - договора о ЕАЭС, на территории трех стран поэтапно устанавливается режим свободного передвижения товаров, капиталов, рабочей силы, услуг, а также равный доступ к транспортной и энергетической инфраструктуре и общие правила таможенно-тарифного регулирования. На более поздних этапах в дополнение к Евразийской экономической комиссии планируется создать Комиссию по сырьевым ресурсам, Международный евразийский арбитраж, инвестиционный банк ЕАЭС и ряд других структур. До конца 2014 года к ЕАЭС присоединятся Армения и Киргизия.
Без изъятий и ограничений
В последнем годовом отчете Евразийской экономической комиссии прописана цель договора о ЕАЭС - обеспечить "функционирование Евразийского экономического союза, как правило, без изъятий и ограничений с 1 января 2015 года". Ссылаясь на финальную версию документа, источник ИТАР-ТАСС утверждает, что цель почти достигнута. "Фактически из списка изъятий исключены все гражданские рынки, за исключением алкоголя и табака. Остались сферы, включение которых в интеграционный процесс изначально не предусмотрено. В основном это оборонно-промышленная индустрия", - пояснил он.
По словам источника, из списка изъятий ушли рынки фармацевтики и медицинского оборудования - они будут включены в интеграционный процесс. Общий рынок лекарств трех стран теперь решили сформировать к 2017 году.
Среди изъятий ранее фигурировали рынки нефти, газа и электроэнергии. Теперь они тоже вписаны в союзную концепцию. Срок формирования общих рынков нефти и газа - 2025 год, а электроэнергетики - 2019 год.
Но политическое подписание договора не решит всех интеграционных вопросов, скептичен замдиректора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв. "Направления, которые требуют постоянного внимания, - это сельское хозяйство, энергетический комплекс и транспорт. При взаимоотношениях в рамках Евразийского экономического союза существует ряд вопросов, которые до сих пор не нашли своего разрешения. Они связаны с изъятиями из различных соглашений, но создается впечатление, что новая стадия интеграции позволит в значительной степени эти проблемы устранить", - отметил он.
Союз переходного периода
После подписания союзного договора переговоры продолжатся - по ключевым направлениям развития ЕАЭС предусмотрены многолетние переходные периоды.
Цель союза в топливно-энергетическом комплексе - общий рынок энергоносителей, который планируется создать, в частности, за счет формирования единых принципов доступа к национальным газотранспортным сетям. Крайний срок по формированию общего рынка - 2025 год, а по условиям недискриминационного доступа к энергетической инфраструктуре - 1 января 2016 года.
Условия перехода на равный доступ к газовой трубе пока далеки от согласования, следует из текста отраслевого протокола ЕЭК. Ключевые разногласия касаются маршрутов будущих поставок. Казахстан требует разрешить использовать трубопроводы стран ЕАЭС для экспорта газа в третьи страны, но против этого выступает Россия, предлагая распространить правила равного доступа только на внутренние поставки. Кроме того, российские переговорщики настаивают на том, что доступ к трубе казахских поставщиков должен быть равным, но не с "Газпромом" как с владельцем инфраструктуры, а с независимыми производителями газа.
Также Россия связывает предоставление равного доступа к газопроводам с переходом отрасли на равнодоходные рыночные цены (внутренние цены соответствуют экспортным за вычетом пошлин и стоимости транспортировки. - ИТАР-ТАСС). Но против этого выступила Белоруссия.
Доступ к нефтепроводам в проекте договора о ЕАЭС предусмотрен равный, но Казахстан и Белоруссия намерены дифференцировать тарифы для экспортного сырья и нефти, направляющейся на внутренний рынок. А Россия против разделения тарифов на экспортные и внутренние. Кроме того, Россия выступает против составления совместного индикативного баланса нефти и нефтепродуктов с Белоруссией и Казахстаном.
Спорным остается и вопрос объемов транспортировки нефти и нефтепродуктов по территориям стран - участниц ЕАЭС. Белоруссия и Казахстан предлагают ежегодно вписывать согласованные объемы транспортировки в двусторонние протоколы. А ЕЭК предупреждает, что такая формулировка приведет к созданию барьеров в торговле.
"К 2025 году вся нефть на территории ЕАЭС станет общей. До этого поставки, и в частности спорные вопросы перечисления Белоруссией в бюджет России пошлин с экспортных нефтепродуктов, произведенных из российской нефти, будут регулироваться двусторонними соглашениями", - говорит источник ИТАР-ТАСС.
Общий электроэнергетический рынок будет создаваться на базе параллельно работающих национальных энергосистем с гармонизаций законодательства и технических норм. Доступ сетям предполагается беспрепятственный, но правила его организации остаются на усмотрение стран - участниц ЕАЭС, следует из материалов Евразийской комиссии.
"В части энергетических рынков государства-члены и ЕЭК займутся разработкой соответствующих концепций и программ, которые будут утверждены Высшим экономическим советом. После утверждения страны при участии ЕЭК заключат соответствующие международные договоры", - говорит чиновник, знакомый с процедурами ЕЭК.
Промышленность и сельское хозяйство
Взаимодействие в промышленности стран ЕАЭС ограничивается координацией отраслевых программ и мер на случай кризиса, указано в тематическом протоколе, прилагающемся к тесту союзного договора. Кроме того, страны-участницы обязуются предоставлять предприятиям субсидии по согласованию с ЕЭК.
Договор о ЕАЭС регулирует и поддержку сельского хозяйства.
Страны-участницы сохраняют право на финансирование отрасли в рамках госпрограмм и за счет закупки продовольствия в госрезерв, но отказываются от демпинга и прямого финансирования конкретных агропредприятий с привязкой к объему экспорта.
Также запрещается субсидировать транспортные тарифы на перевозку экспортных сельскохозяйственных товаров. В проекте союзного договора указано, что объем господдержки отрасли не должен превышать 10% от суммарного объема производства к 2016 году (в 2015 году - на уровне 12%).
Для промышленного и агропромышленного секторов в договоре предусмотрен переходный период действия антидемпинговых и компенсационных мер - они сохраняют силу до истечения срока. Годовой переходный период установлен и для торговых преференций с третьими странами, через год договоры должны быть перезаключены от имени союза или денонсированы. Крайний срок для координации национальных промышленных программ - 1 января 2017 года, следует из отраслевого протокола ЕЭК.
Среди стран союза только экономика Белоруссии ориентирована на перерабатывающую промышленность, констатирует профессор Высшей школы экономики Алексей Скопин, надеясь, что "в основном сырьевые экономики России и Казахстана начнут развивать обрабатывающие отрасли". Источниками роста он считает участие стран в совместных программах развития инфраструктуры и импортзамещения, в частности машиностроении, фармацевтике и секторе потребительских товаров.
При отладке единых норм регулирования в энергетической, финансовой и инвестиционной сферах дополнительный прирост в этих секторах может составить 2-4 процентных пункта к 2020 году, добавляет заместитель директора совета по изучению производительных сил Минэкономразвития и РАН Дмитрий Митяев.
"Но особое значение создание ЕАЭС имеет для постиндустриальных секторов - недвижимости, персональных услуг, финансов и страхования. Здесь может быть достаточно быстрый рост за счет повышения спроса и взаимного доступа на рынки", - заключил он.
Финансовые рынки
На финансовые рынки договор о ЕАЭС начнет заметно влиять после 2015 года. К 1 января 2016 года национальные правительства должны проработать схему гармонизации отраслевого законодательства для работы, как указано в материалах ЕЭК, "в краткосрочной перспективе".
К концу 2017 года планируется сделать больше: унифицировать требования для выдачи и отзыва банковских, брокерских и страховых лицензий с их взаимным признанием после 2020 года. Унификацию всех надзорных требований к банкам, страховым компаниям и брокерским домам в ЕЭК надеются завершить к концу 2019 года.
Кроме того, идет работа над соглашением о совместном надзоре за платежными системами, работающими на территории ЕАЭС, уточняется в материалах комиссии. Россия сейчас пересматривает условия работы международных платежных систем, а представительства Visa и MasterСard согласились организовать часть процессинговых операций в России и создать в стране дочерние структуры.
Завершение интеграции финансовых рынков планируется в 2025 году: к этому сроку страны-участницы должны определить полномочия наднационального органа по регулированию финансового рынка. Межстрановой аналог Центробанка будет расположен в Алма-Ате.
Долг и дефицит
Проект договора о Евразийском экономическом союзе декларирует переход стран-участниц к согласованной макроэкономической политике. Согласованность на текущем этапе интеграции предусматривает утверждение общих для трех стран критериев устойчивости национальных экономик: госдолг, равный или ниже 50% ВВП, дефицит бюджета не больше 3% ВВП и инфляция не выше 5% пункта от самого низкого уровня инфляции среди стран - участниц ЕЭС.
По итогам 2013 года проблемы с выходом за пороговое значение одного из параметров были только у Белоруссии - инфляция в стране составила 16,8% при лимите в 9,8%.
Когда ЕАЭС заработает, страны будут обязаны реагировать на выход макроэкономических индикаторов за пороговые значения индивидуальными или совместными стабилизирующими мерами. Но ни штрафы, ни другие меры принуждения к государству, допустившему сбой, в договоре о ЕЭС не прописаны.
Оценка внешних и внутренних угроз экономикам стран - участниц ЕАЭС уже началась, указано в опубликованном в середине мая отчете Евразийской экономической комиссии.
"Но предусмотренные меры были выполнены не в полном объеме, что не позволило обеспечить поддержание макроэкономической устойчивости во всех государствах-членах", - признали экономисты ЕЭК, посоветовав странам улучшать администрирование косвенных налогов, отменить требование к Белоруссии по перечислению в бюджет России пошлин на экспорт бензина, произведенного из российской нефти, и принять превентивные меры по предупреждению региональных кризисов из-за нестабильных валютных курсов.
Проект договора о ЕАЭС не предусматривает перехода на единую валюту, но декларирует задачу увеличить долю взаимных расчетов в тенге, а также российских и белорусских рублях. По итогам 2013 года доля рубля в контрактах между тремя странами ЕАЭС составляла 55%, остальных национальных валют - не больше 2%. Доллар занимает 35% в торговле между Россией, Казахстаном и Белоруссией, а евро - 8%, подсчитали в ЕЭК.
ЕАЭС и ВТО
Практически вся юридическая база ЕАЭС соответствует нормам Всемирной торговой организации, констатирует замдиректора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв. Но в рамках ВТО предстоит решить вопрос гармонизации таможенного тарифа Армении со странами ЕАЭС (сейчас уровень тарифов в Армении ниже. - ИТАР-ТАСС), напомнил директор ЦИИ Евразийского банка развития Евгений Винокуров. Для этого, поясняет он, "потребуется повышение уровня тарифной защиты в Армении".
Россия - член ВТО, Казахстан в ближайшем будущем может стать членом ВТО, так что особых отношений выстраивать не надо, согласен Скопин из ВШЭ. "Консолидированная позиция будет плюсом для этих стран, отметил он, приведя в пример Европейский союз, который выступает в ВТО с единой позицией.