3 декабря 1984 г. в Бхопале (Индия) в результате утечки ядовитого газа на предприятии, принадлежащем американской компании Union Carbide, погибли более 3 тыс. человек. В последующие годы число умерших от отравлений в городе составило от 20 до 25 тыс. Примерно 500 тыс. человек до сих пор страдают различными формами тяжелых хронических заболеваний дыхательных путей и считаются нетрудоспособными. Проведенное индийскими властями расследование показало, что авария в Бхопале произошла из-за грубых нарушений администрацией завода норм техники безопасности. В 1989 г. Union Carbide выплатила индийскому правительству компенсацию в размере $470 млн.
24 марта 1989 г. у берегов Аляски танкер Exxon Valdez, принадлежавший концерну Exxon Corporation (США; с 2009 г. - ExxonMobil Corporation), на борту которого находилось более 50 млн галлонов сырой нефти, налетел на риф при выходе из прибрежных вод в открытый океан. В результате аварии воды вдоль береговой линии оказались покрыты нефтью на протяжении приблизительно 200 миль. В проливе Принца Вильгельма (другое название - пролив Принца Уильяма) у южного побережья Аляски на несколько лет практически прекратилось промышленное рыболовство, ущерб был нанесен зависимой от рыболовства экономике портовых поселений южной Аляски. По данным экспертов, экосистема в этом районе до сих пор не восстановилась, в частности отмечено сокращение численности популяции различных видов океанических животных и рыб. До взрыва в апреле 2010 г. на нефтедобывающей платформе компании ВР в Мексиканском заливе этот инцидент считался самой масштабной экологической катастрофой на море. Расследованием было установлено, что никаких технических неисправностей на судне не было, причиной аварии был назван человеческий фактор. Против компании Exxon федеральная прокуратура США возбудила уголовное дело, которое рассматривалось различными судебными инстанциями несколько лет. В итоге размеры штрафа были определены в $507,5 млн. По состоянию на конец 2009 г. компания полностью выплатила штраф.
21 января 2000 г. в бухте Гуанабара, на берегу которой расположен Рио-де-Жанейро (Бразилия), в результате разрыва трубопровода на нефтеперегонном заводе компании Petrobras 1,3 млн литров нефти попали в воду. Эта экологическая катастрофа считается крупнейшей за всю историю мегаполиса. Компания полностью признала свою вину и выплатила штраф свыше $25 млн. Средства были направлены на восстановление экосистемы бухты и возмещение убытков, нанесенных населению прибрежных районов.
В июле того же года в бразильском штате Парана на нефтеперерабатывающей платформе, принадлежащей Petrobras, произошла авария, в результате которой в реку Игуасу вытекло больше миллиона галлонов нефти. Возникла угроза отравления питьевой воды для нескольких городов. Для ликвидации последствий аварии было возведено пять заградительных барьеров. Компания выплатила $56 млн штрафа в государственный бюджет и $30 млн - в бюджет штата.
20 апреля 2010 г. в Мексиканском заливе недалеко от побережья американского штата Луизиана произошел взрыв на нефтедобывающей платформе Deepwater Horizon швейцарской компании Transocean Ltd., арендованной британской корпорацией ВР. В результате аварии 11 человек погибли и 17 получили ранения, в воды залива попало 4,9 млн баррелей нефти, нефтяное пятно площадью 75 тыс. кв. км достигло побережья пяти штатов США. Ущерб был нанесен растительному и животному миру, большой урон понесли рыболовные и туристические компании.
В ноябре 2012 г. ВР признала себя виновной по 11 пунктам обвинения, выдвинутыми министерством юстиции США. В январе 2013 г. стороны достигли компромисса - ВР согласилась выплатить властям США штраф в размере $4,5 млрд, а минюст США отказался от дальнейшего судебного преследования. Общая сумма убытков компании от аварии, включая затраты на устранение ее последствий, составила около $45 млрд.
В феврале 2013 г. суд в г. Новый Орлеан (США, штат Луизиана) одобрил соглашение между Transocean Ltd и минюстом США, согласно которому компания выплатит американскому правительству штраф в размере $1,4 млрд.
В июле 2013 г. свою вину признала американская компания Halliburton, поставлявшая на платформу Deepwater Horizon оборудование для цементирования подводных труб. На компанию был наложен максимальный из предусмотренных в подобных случаях штраф в размере $200 тыс., кроме того, она согласилась перечислить $55 млн в Национальный фонд по защите рыб и дикой природы.
В апреле 2014 г. в США был подведен итог многолетних судебных разбирательств, которые вела энергетическая компания Anadarko Petroleum Corp. Она согласилась выплатить рекордный штраф в $5,15 млрд, чтобы урегулировать претензии министерства юстиции США и Агентства по охране окружающей среды. Обвинения в загрязнении почвы, воды и воздуха были выдвинуты в отношении компании Kerr-McGee, созданной 1929 г. и купленной Anadarko в 2006 г. Соглашение должно быть утверждено федеральным судом США. /ТАСС-ДОСЬЕ/