Байкало-Амурская магистраль. Досье
Строительство одной из самых протяженных железных дорог в мире началось 40-лет назад
Байкало-Амурская магистраль (БАМ) - одна из самых протяженных железнодорожных линий в мире. Она проходит по территории Иркутской области, Забайкальского края, Амурской области, Бурятии и Якутии, Хабаровского края. Это второй (наряду с Транссибом) железнодорожный выход России к Тихому океану.
Идея строительства железной дороги севернее Байкала для освоения Дальнего Востока появилась еще в XIX веке, но изыскательские работы начались только в 1920-х гг.
В 1930 г. в ЦК ВКП(б) и СНК СССР был направлен документ от Дальневосточного крайкома ВКП(б) о проектировании и строительстве железнодорожной магистрали с выходом ее к Тихому океану. В нем будущая дорога впервые была названа Байкало-Амурской магистралью. Вскоре началось строительство отдельных участков, а также было определено генеральное направление трассы с опорными пунктами Тайшет - север Байкала - Тында - Ургал - Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань. В перспективе планировалось связать БАМ с подводным тоннелем через Татарский пролив на остров Сахалин.
Великая Отечественная война помешала дальнейшему масштабному строительству, но в 1943-45 гг. был введен в эксплуатацию стратегически важный участок Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань. После войны строительство магистрали было продолжено, и в 1950-х гг. стал действовать западный участок Тайшет - Усть-Кут.
После смерти И.В. Сталина в 1953 г. строительство БАМа и других новых железнодорожных проектов, таких как Трансполярная магистраль, было прекращено.
В 1967 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли решение возобновить проектно-изыскательские работы по БАМу: одним из поводов стало охлаждение отношений с Китаем, рядом с границами которой проходил Транссиб. В 1972 г. началась подготовка к строительству магистрали.
17-й съезд ВЛКСМ (23-27 апреля 1974 г.) объявил БАМ ударной комсомольской стройкой, а 8 июля 1974 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление "О строительстве Байкало-Амурской магистрали". Началась активная пропагандистская кампания по покорению Сибири. Вскоре на БАМ отправился первый Всесоюзный комсомольский отряд. В строительстве магистрали принимали участие представители около 70 национальностей Советского Союза, газеты писали о "важнейшей стройке девятой пятилетки". Линия была построена за 10 лет в сложных климатических и геологических условиях: на многих участках глубина вечной мерзлоты достигает сотен метров, все искусственные сооружения на линии должны выдерживать сильные землетрясения.
Единой магистралью БАМ стал 1 октября 1984 г., когда было уложено знаменитое "золотое звено", соединившее западную и восточную части железной дороги, - от Тайшета до Ванино. 27 октября на всем протяжении магистрали было открыто движение поездов, хотя большинство ее участков оставались однопутными и неэлектрифицированными.
Распад СССР помешали освоению Восточной Сибири, предприятия и добывающие комплексы, которые должен был обслуживать БАМ, так и не были построены. В 1990-х гг. магистраль переживала особенно тяжелый кризис: в 1995 г., по оценкам журнала ЭКО, БАМ приносил в год убытков на 120 млрд рублей (около 300 млн долларов США по действовавшему курсу), по линии проезжало лишь несколько поездов в день.
Однако строительство линии продолжалось. 5 декабря 2003 г. был сдан в эксплуатацию 15-километровый Северо-Муйский тоннель, самый длинный в России. До его открытия поезда следовали по 62-километровому перевальному обходу через "Чертов мост".
Сейчас БАМ - это железнодорожная магистраль протяженностью 4 тыс. 300 км, на которой построено 190 станций и разъездов, более 2тыс. 800 инженерных сооружений, в том числе 1 тыс. 700 мостов, несколько тоннелей длиной более километра. Линия входит в состав Восточно-Сибирской и Дальневосточной железных дорог. Ежегодно Байкало-Амурская магистраль перевозит около 12 млн пассажиров и 10-12 млн тонн грузов.
В начале 2010-х гг. руководство ОАО "Российские железные дороги" предлагало несколько вариантов финансирования модернизации БАМа и Транссиба, что позволило бы увеличить их пропускную способность до 71-73 млн тонн грузов в год. 2 апреля 2013 г. по итогам заседания госкомиссии по развитию Дальнего Востока премьер-министр РФ Дмитрий Медведев признал целесообразным внесение 260 млрд рублей из федерального бюджета в уставный капитал ОАО "РЖД" в 2013-17 гг. на реализацию первоочередных проектов по развитию и обновлению железнодорожной инфраструктуры Транссиба и БАМа.
26 июля 2013 г. президент России Владимир Путин поручил правительству подготовить подробный план-график дальнейших шагов по проекту модернизации Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей. На модернизацию БАМа и Транссиба в общей сложности потребуется 562 млрд рублей до 2018 г. Примерно одну треть этих средств планируется потратить на модернизацию Транссиба и две трети - на БАМ. РЖД на эти цели направит 302 млрд рублей, а еще 260 млрд рублей выделит государство, в том числе из Фонда национального благосостояния (ФНБ). 15 апреля 2014 г. премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, разрешающее вкладывать средства ФНБ в модернизацию БАМа и другие инфраструктурные проекты.