Все новости

История Московского метрополитена

Первый испытательный поезд Московского метрополитена, совершивший пробную поездку от станции "Комсомольская" до станции "Сокольники". 1934 год Репродукция Фотохроники ТАСС
Описание
Первый испытательный поезд Московского метрополитена, совершивший пробную поездку от станции "Комсомольская" до станции "Сокольники". 1934 год
© Репродукция Фотохроники ТАСС

ГУП "Московский метрополитен" (полное название - Государственное унитарное предприятие (ГУП) города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина") - система скоростного внеуличного транспорта Москвы.

Первые поездки

Постановление "О строительстве Московского Метрополитена" было принято на пленуме ЦК ВКП(б) 15 июня 1931 года. Строительство началось в 1932 году.

15 октября 1934 года первый пассажирский поезд, состоящий всего из двух вагонов песочного и коричневого цветов, совершил пробную поездку от станции "Комсомольская" до станции "Сокольники".

15 мая 1935 года была открыта первая линия "Сокольники" - "Парк культуры" ("Крымская площадь") с десятью станциями протяженностью 9,2 км и ответвление от нее - "Александровский сад" ("Имени Коминтерна") - "Смоленская" с тремя станциями, 2,4 км. По ней с минимальным интервалом в пять минут курсировали четырехвагонные поезда. В день пуска столичного метро было перевезено 370 тыс. человек. С первых дней работы новый для Москвы вид транспорта завоевал большую популярность среди горожан и гостей столицы.

Спустя год, в 1936 году, московское метро по загруженности обогнало парижское: ежедневно перевозилось 360-400 тыс. человек.

Первые станции

Первые станции проектировали и оформляли известные архитекторы и художники - Владимир Гельфрейх, Иван Фомин, Алексей Щусев, Александр Дейнека, Павел Корин, Евгений Лансере и др. Станции, больше похожие на подземные дворцы, были украшены мраморными колоннами, канделябрами, скульптурами, мозаиками, витражами. Для их облицовки было использовано свыше 20 видов мрамора, гранит, лабрадор, порфир, оникс и другие материалы. Большое внимание уделялось искусственному освещению подземных перронов и переходов. 

В 1938 году на международной выставке в Нью-Йорке станция "Маяковская" (первая в Москве станция глубокого заложения колонного типа) была удостоена "Гран-при".

Метро во время и после войны

Осенью 1941 года метрополитен был переведен на особый режим: днем перевозил пассажиров, а после 19.00 часов служил бомбоубежищем.