17 июля 2014, 13:58

История Московского метрополитена

Первый испытательный поезд Московского метрополитена, совершивший пробную поездку от станции "Комсомольская" до станции "Сокольники". 1934 год. Репродукция Фотохроники ТАСС
Первый испытательный поезд Московского метрополитена, совершивший пробную поездку от станции "Комсомольская" до станции "Сокольники". 1934 год

ГУП "Московский метрополитен" (полное название - Государственное унитарное предприятие (ГУП) города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина") - система скоростного внеуличного транспорта Москвы.

Первые поездки

Постановление "О строительстве Московского Метрополитена" было принято на пленуме ЦК ВКП(б) 15 июня 1931 года. Строительство началось в 1932 году.

15 октября 1934 года первый пассажирский поезд, состоящий всего из двух вагонов песочного и коричневого цветов, совершил пробную поездку от станции "Комсомольская" до станции "Сокольники".

15 мая 1935 года была открыта первая линия "Сокольники" - "Парк культуры" ("Крымская площадь") с десятью станциями протяженностью 9,2 км и ответвление от нее - "Александровский сад" ("Имени Коминтерна") - "Смоленская" с тремя станциями, 2,4 км. По ней с минимальным интервалом в пять минут курсировали четырехвагонные поезда. В день пуска столичного метро было перевезено 370 тыс. человек. С первых дней работы новый для Москвы вид транспорта завоевал большую популярность среди горожан и гостей столицы.

Спустя год, в 1936 году, московское метро по загруженности обогнало парижское: ежедневно перевозилось 360-400 тыс. человек.

Первые станции

Первые станции проектировали и оформляли известные архитекторы и художники - Владимир Гельфрейх, Иван Фомин, Алексей Щусев, Александр Дейнека, Павел Корин, Евгений Лансере и др. Станции, больше похожие на подземные дворцы, были украшены мраморными колоннами, канделябрами, скульптурами, мозаиками, витражами. Для их облицовки было использовано свыше 20 видов мрамора, гранит, лабрадор, порфир, оникс и другие материалы. Большое внимание уделялось искусственному освещению подземных перронов и переходов. 

В 1938 году на международной выставке в Нью-Йорке станция "Маяковская" (первая в Москве станция глубокого заложения колонного типа) была удостоена "Гран-при".

Метро во время и после войны

Осенью 1941 года метрополитен был переведен на особый режим: днем перевозил пассажиров, а после 19.00 часов служил бомбоубежищем.

Строительство метро велось непрерывно, не прекращаясь даже в годы Великой Отечественной войны: были сданы станции "Новокузнецкая", "Павелецкая" и "Автозаводская", участки "Площадь Свердлова" - "Автозаводская" и "Курская" - "Измайловский парк" (ныне "Партизанская").

В марте 1954 года закончилось сооружение кольцевой линии, связавшей основные железнодорожные вокзалы Москвы. Кольцо, состоящее из 12 станций, замкнулось с открытием станций "Белорусская-кольцевая" и "Парк культуры-кольцевая". Тогда же впервые были пущены семивагонные составы. Всего к этому времени пассажиров принимали 49 станций метро. Их названия стали объявлять с 1956 года. К 1961 году все станции были оборудованы турникетами для входа пассажиров.

В 1950-1960 годах получили развитие радиальные линии, связавшие центр города с новыми жилыми районами.

Метро в отдаленных районах

В 1975 году Московский метрополитен перешел в ведение Главного управление метрополитенов Министерства путей сообщения, которому были подчинены все системы метро в СССР.

В 1970-х - начале 1990-х годов продлевались линии в районы новостроек (Медведково, Орехово-Борисово, Беляево, Ясенево, Чертаново, Нагатино и Алтуфьево).

После распада СССР Главуправление метрополитенов МПС было ликвидировано. 3 января 1992 года постановлением № 4 правительства РФ Московский метрополитен "в целях проведения единой политики в осуществлении пассажирских перевозок различными видами транспорта" был передан в собственность Москвы.

В 1995 году было открыто движение по Люблинской линии, в 2003 году - по Бутовской линии легкого метро.

Московское метро сегодня

По состоянию на июль 2014 года Московский метрополитен включает в себя 194 станции и 12 линий общей длиной 325,4 км. Количество поездов, пропускаемых за сутки, составляет 10 тыс. Парк насчитывает более 5 тыс. вагонов, из которых формируется порядка пятисот составов. Также в состав ГУП "Московский метрополитен" входит линия монорельсовой транспортной системы (протяженность - 4,7 км с шестью станциями).

В 2013-2014 годах было введено 12,5 км линий метро, к 2025 году подземка должна "вырасти" до 650 км.

Самая длинная линия - Арбатско-Покровская (45,1 км), самая короткая - Каховская (3,3 км). Самая глубокая станция - "Парк Победы" (84 м). Самая длинная платформа на станции "Воробьевы горы" (282 м).

В московском метро насчитывается более 700 эскалаторов. На метрополитене работают порядка 43 тыс. человек.

Столичный метрополитен - самый популярный городской вид транспорта. По объему пассажиропотока входит в пятерку метрополитенов мира. Перевозит в сутки более 9 млн пассажиров. По протяженности линий московское метро занимает пятое место после Шанхая (567 км), Пекина (465 км), Лондона (402 км) и Нью-Йорка (373 км).

Руководители столичной подземки

Начальник ГУП "Московский метрополитен" с 7 февраля 2011 года - Иван Беседин.

Предыдущие руководители московского метро:

Дмитрий Гаев (28 декабря 1995 года - 07 февраля 2011 года)

Евгений Дубченко (12 сентября 1986 года - 21 июля 1995 года)

Юрий Сенюшкин (12 декабря 1979 года - 12 сентября 1986 года)

Евгений Легостаев (16 марта 1973 года - 30 октября 1979 года)

Александр Новохацкий (16 ноября 1959 года - 16 марта 1973 года)

Александр Ежов (январь 1950 года - октябрь 1959 года)

Иван Новиков (январь 1938 года - январь 1950 года)

Владимир Днепровский (сентябрь 1937 года - январь 1938 года)

Адольф Петриковский (октябрь 1934 года - сентябрь 1937 года).