ТАСС-ДОСЬЕ. 20 апреля 2016 г. Окружной суд Гааги постановил, что арбитраж, созданный при Постоянной палате третейского суда, не имел юрисдикции в отношении "дела ЮКОСа". В 2014 г. палата постановила взыскать с России $50 млрд по иску бывших акционеров ЮКОС.
Бывшие акционеры ЮКОС
До банкротства нефтяной компании ЮКОС 1 августа 2006 г. более 50% ее акций контролировались гибралтарской компанией Group Menatep Limited (впоследствии была переименована в GML) через цепочку дочерних компаний (Yukos Universal, "Юкос Юниверсал", остров Мэн; Hulley Eneterprises, "Халли Энтерпрайзес", Кипр). Еще около 10% акций принадлежали кипрской фирме Veteran Petroleum ("Ветеран Петролеум").
Владельцем 70% акций GML до 2003 г. был основатель ЮКОСа Михаил Ходорковский, после ареста в 2003 г. он передал свой пакет в GML Леониду Невзлину. Кроме Невзлина, GML контролируют Платон Лебедев, Михаил Брудно, Владимир Дубов и Василий Шахновский (у них по 7,3-8,6% акций компании).
Иск к России
В ходе процедуры банкротства ЮКОСа активы нефтяной компании были распроданы конкурсным управлением для погашения задолженности. Многие из них, в том числе "Юганскнефтегаз", "Самаранефтегаз" и др. по итогам аукционов приобретены "Роснефтью".
Несогласные с этим решением Yukos Universal, Hulley Eneterprises и Veteran Petroleum подали в 2007 г. иск в Постоянную палату третейского суда в Гааге. Бывшие акционеры утверждали, что российское правительство экспроприировало активы ЮКОСа, и требовали возмещения убытков по 45-й статье европейской Энергетической хартии, защищающей инвесторов от экспроприации. Россия подписала хартию в 1994 г., но не ратифицировала ее. Первоначальная сумма претензий GML к России составляла 28,3 млрд долларов США. Впоследствии она увеличилась до 103 млрд долларов.
Вердикт арбитража
18 июля 2014 г. Гаагский арбитраж постановил, что Россия нарушила Энергетическую хартию, и что Hulley Eneterprises могут претендовать на компенсацию в размере 39,97 млрд долларов, Yukos International - 1,85 млрд долларов, Veteran Petroleum - 8,2 млрд. Также суд решил, что Россия должна возместить $65 млн расходов на судебные издержки. Согласно решению суда, опубликованному 28 июля, Россия обязана была выплатить эту сумму до 15 января 2015 г., затем в случае невыплаты на нее должны были дополнительно начисляться проценты (3,3-3,5% годовых).
Такая компенсация - $50 млрд - стала рекордной суммой в истории суда.
Реакция России, апелляция
После оглашения вердикта в Министерстве финансов РФ заявили, что Гаагский арбитраж не обладал юрисдикцией для рассматривания данного вопроса, а также само рассмотрение дела в Гааге было однобоким. В Третейский суд Россией направлены апелляции на решение по этому делу.
4 декабря 2014 г. министр юстиции РФ Александр Коновалов заявил, что Россия в ноябре оспорила решение Гаагского суда (рассмотрение апелляции началось 28 января 2015 г.).
Аресты активов
С июня 2015 г. в СМИ неоднократно публиковались сообщения, что акционеры ЮКОСа добивались ареста ряда государственных счетов РФ и российских государственных организаций в разных странах Европы. Так, в начале апреля 2016 г. во Франции были арестованы около 700 млн долларов, принадлежащих госкорпорации "Роскосмос" и оператору спутниковой связи "Космическая связь". Во всех случаях арест и блокировка счетов вскоре снимались.
Другие иски бывших акционеров ЮКОС к России
31 июля 2014 г. группа бывших акционеров ЮКОС добились удовлетворения своего иска против России в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге. Акционеры компании утверждали, что Россия нарушила целый ряд положений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (в т. ч. право на свободное судебное разбирательство, защиту от дискриминации и др.) при рассмотрении налогового дела ЮКОС.
Согласно решению ЕСПЧ, Россия обязана выплатить акционерам ЮКОСа по этому делу €1 млрд 866 млн и €300 тыс. евро судебных издержек. 17 декабря 2014 г. министр юстиции РФ Александр Коновалов заявил, что Россия вынуждена принять это решение ЕСПЧ, хотя и не считает его справедливым.
Также 22 июня 2015 г. стало известно, что экс-акционеры ЮКОСа подали иск по тому же делу к России в Высокий суд Лондона.