Что известно о Болонской системе и истории участия в ней России

Антон Новодережкин/ ТАСС

Вице-спикер Госдумы Петр Толстой заявил о необходимости отказаться от этой системы в России

ТАСС-ДОСЬЕ. 17 мая 2022 года вице-спикер Госдумы Петр Толстой заявил о необходимости отказаться от Болонской системы образования в РФ.

ТАСС рассказывает о Болонском процессе и участии в нем России.

История, цели и принципы Болонского процесса

Инициатива создания общеевропейской образовательной системы была выдвинута в 1998 году министрами образования Германии, Италии, Франции и Великобритании. Соответствующая декларация (официальное название - "Зона европейского высшего образования") была подписана 29 европейскими странами (из них 16 были членами ЕС) 19 июня 1999 года на конференции в Болонье (Италия). Этот город был выбран в связи с тем, что там находится старейший в Европе университет (создан в 1088 году).

Основными целями Болонского процесса (также Болонская система) были заявлены построение общеевропейского образовательного пространства, которое предусматривает свободное передвижение студентов, преподавателей и управленческого персонала, и повышение конкурентоспособности европейских вузов на мировом образовательном рынке.

Реализация этих задач проходила в несколько этапов. В марте 2010 года в соответствии с Будапештско-Венской декларацией было создано Европейское пространство высшего образования. В разные годы были введены трехуровневое образование (бакалавр - магистр - доктор), дипломы единого образца (с приложением, содержащим полные данные о полученном образовании). Также была создана общая система оценки уровня знаний - внедрены так называемые кредиты (зачетные единицы). Так, для получения степени бакалавра необходимо набрать 180-240 кредитов, а для степени магистра - еще 90-120. Один кредит соответствует 25-30 часам аудиторных занятий и самостоятельной работы. Обычно претендент на степень бакалавра учится 3-4 года, степень магистра можно получить еще через 1-2 года. При этом кредиты не имеют срока давности и принимаются в любом вузе, участвующем в Болонском процессе. Таким образом, в течение 5-6 лет студент может сменить несколько мест учебы.

Адаптация национальных образовательных систем в странах - участницах Болонского процесса происходит постепенно.

Членство и структура

До настоящего момента участниками Болонского процесса официально были 49 стран (необходимое условие - ратификация Европейской культурной конвенции Совета Европы от 1954 года). Среди них Россия, а также государства постсоветского пространства - Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Молдова, Украина и другие. Также участником процесса является Европейская комиссия.

Общее управление осуществляет наблюдательная группа, в которую входят представители всех стран-участниц.

Основные решения в рамках Болонского процесса принимаются на конференциях министров образования (строгой периодичности нет). С 1999 года состоялось 11 таких встреч, последняя - в 2020 году в Риме (преимущественно в виртуальном формате). Сопредседателями являются страна, председательствующая в ЕС, и страна, не входящая в ЕС (меняются по принципу ротации). В настоящее время - это Франция и Азербайджан.

Секретариат располагается на территории страны, в которой пройдет следующая министерская конференция (в настоящее время - в Албании).

Россия в Болонском процессе

Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года. В 2007 году президент РФ Владимир Путин подписал закон о введении в систему высшего образования РФ бакалавриата и магистратуры.

До сих пор не все российские вузы перешли на Болонскую систему. Например, многие учебные заведения еще не выдают приложения европейского образца к дипломам. Что касается кредитов, то они используются наряду с традиционными оценками.

Дискуссия среди работников образования по поводу целесообразности Болонской системы ведется беспрерывно с 2003 года. Против внедрения западных стандартов выступает ряд ректоров ведущих вузов. Так, ректор МГУ Виктор Садовничий заявлял, что не свойственные для России системы образования, в том числе Болонская, способствовали снижению качества образования в стране. Некоторые эксперты считают, что Болонский процесс был создан исключительно для стран Евросоюза в качестве инструмента усиления евроинтеграции, и для России он малоэффективен.

По мнению экс-министра образования РФ (1998-2004) и президента РУДН Владимира Филиппова, отказ от участия в Болонском процессе и возврат к одноуровневому высшему образованию грозит признанию дипломов российских вузов за границей только на уровне бакалавриата, а разговоры об отказе "противоречат той мировой тенденции дифференциации обучения, которой следует сейчас Россия".

В январе 2021 года президент России Владимир Путин заявил о необходимости большей гибкости высшей школы для лучшего соответствия меняющемуся рынку труда и предложил предоставить студентам возможность выбирать направление профессиональной подготовки начиная с третьего года обучения (по системе "2 + 2 + 2").

По данным Российского статистического ежегодника (последний выпущен в 2021 году), в 2020/2021 учебном году в 707 российских вузах проходили обучение 4,05 млн человек. Доля иностранных студентов - 7,8% (315 тыс.; из них более 205 тыс. - из стран СНГ). В 2020 году выпускниками российских вузов стали около 850 тыс. человек. Из них, в частности, диплом бакалавра получили почти 558 тыс., магистра - 185 тыс.