8 декабря 2014, 09:52

Владимир Челомей, советский ученый, конструктор ракетной техники. Досье

В связи с 30-й годовщиной со дня смерти 8 декабря

ТАСС-ДОСЬЕ /Инна Климачева/. Владимир Николаевич Челомей родился 30 июня 1914 года в городе Седлец Привислянского края Российской империи (ныне город Седльце на территории Польши) в семье учителей Николая Михайловича Челомея и Евгении Фоминичны (Клочко). Вскоре после начала Первой мировой войны семья переехала в Полтаву, в 1926 году - в Киев.

В 1937 году с отличием окончил Киевский авиационный институт им. Е.К. Ворошилова (ныне - Национальный технический университет Украины) по специальности "инженер-механик".

Доктор технических наук (1951). Профессор (1952).

В 1937-1939 годах - аспирант Академии наук Украинской ССР. В 1939 году защитил диссертацию кандидата технических наук на тему "Динамическая устойчивость элементов авиационных конструкций".

С 1937 года работал в Институте математических проблем АН УССР и одновременно преподавал в Киевском авиационном институте (в 1939-1940 годах - заместитель начальника кафедры теоретической механики и авиамоторов института).

В 1940 году был принят в специальную докторантуру Академии наук СССР: входил в число пятидесяти кандидатов, выдвинутых от союзных республик, с назначением им персональной стипендии им. Сталина. В июне 1941 года в Институте математических проблем АН УССР защитил диссертацию доктора технических наук на тему "Динамическая устойчивость и прочность упругой цепи авиационного двигателя". Однако из-за начавшейся Великой Отечественной войны документы затерялись и не были зарегистрированы в Высшей аттестационной комиссии. Повторно защитил диссертацию в 1951 году в Московском высшем техническом училище им. Н.Э. Баумана.

С июня 1941 года по 1944 год работал в Центральном институте авиационного моторостроения им. П.И. Баранова научным консультантом, начальником группы реактивных двигателей (с июля 1941 года), начальником отдела (с августа 1944 года).

19 сентября 1944 года был назначен главным конструктором и директором завода № 51 Наркомата авиационной промышленности СССР. На конструкторское бюро во главе с Челомеем была возложена задача создать новый вид оружия - беспилотный самолет-снаряд. В 1953 году КБ было расформировано. От него ведет свою историю нынешняя Военно-промышленная корпорация "Научно-производственное объединение машиностроения" (Реутов, Московская область).

В июне 1954 года возглавил Специальную конструкторскую группу по созданию морских крылатых ракет, куда вошли бывшие сотрудники КБ завода № 51. В июле 1955 года группа реорганизуется в опытно-конструкторское бюро № 52 (ОКБ-52), и Челомей назначается главным конструктором. С 1959 года - генеральный конструктор ОКБ-52. В марте 1966 года ОКБ-52 переименовывается в Центральное конструкторское бюро машиностроения (ЦКБМ).

С 1959 года - генеральный конструктор авиационной, ракетной и ракетно-космической техники министерства общего машиностроения СССР.

В 1960-1981 годы также осуществлял руководство филиалом своего конструкторского бюро, который находился в Филях (ныне - КБ "Салют" Государственного космического научно-производственного центра им. М.В. Хруничева).

После преобразования в январе 1983 года ЦКБМ в Научно-производственное объединение машиностроения Челомей был назначен его генеральным конструктором и руководителем.

Создал первый в СССР пульсирующий воздушно-реактивный двигатель (в 1942 году). Под его руководством в 1944-1953 годах спроектированы и изготовлены беспилотные самолеты-снаряды 10Х, 12Х, 14Х, 16Х для вооружения дальней авиации (ими оснащались самолеты Пе-8, Ту-2, Ту-4), в 1955-1956 годах - противокорабельные крылатые ракеты со складным крылом П-5, П-6 (для подводного флота) и П-35, которые были приняты на вооружение. В 1960-1962 годах началась разработка межконтинентальных баллистических ракет УР-200 (создавалась на базе ракеты Р-14 конструкции Михаила Янгеля), УР-100 (ракетные комплексы с модифицированной ракетой УР-100Н УТТХ, или РС-18Б, до сих пор на боевом дежурстве) и УР-500 (ракета-носитель "Протон"). В 1963-1964 годах созданы спутники "Полет-1", "Полет-2". В 1970-х годах разработана ракетно-космическая система "Алмаз", ставшая основой орбитальных станций "Салют", три из которых ("Салют-2", "Салют-3", "Салют-5") были выполнены непосредственно под руководством Челомея. В 1981 году запущен корабль-спутник "Космос-1267", созданный в его конструкторском бюро.

С 1952 года - профессор МВТУ им. Н.Э. Баумана. В 1960 году создал и возглавил кафедру динамики машин (ныне - "Аэрокосмические системы").

Делегат съездов КПСС (1961, 1971, 1976, 1981). Депутат Верховного совета СССР 9-11 созывов от Чувашской АССР (1974-1984).

Скончался 8 декабря 1984 года, похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.

Академик Академии наук СССР (1962) и член президиума академии (с 1963 года). Действительный член Международной академии астронавтики (1974).

Дважды Герой Социалистического Труда (1959, 1963). Лауреат Ленинской премии (1959) и Государственных премий СССР (1967, 1974, 1982).

Награжден пятью орденами Ленина (1945, 1959, 1964, 1974, 1984), орденом Октябрьской Революции (1981), золотыми медалями им. Н.Е. Жуковского (1964; за лучшую работу по теории авиации) и высшей наградой АН СССР - медалью им. А.М. Ляпунова (1977; за выдающиеся работы в области математики и механик).

Почетный гражданин подмосковного Реутова (1984), занесен в Почетную книгу трудовой славы и героизма Чувашской АССР (1984).

Автор 87 изобретений и научных трудов по конструкции и динамике машин, теории колебаний, динамической устойчивости упругих систем, теории сервомеханизмов. Первый труд Челомея ("Векторное исчисление") был издан в 1936 году.

Супруга - Нинель Васильевна. Дочь - Евгения Талызина. Сын Сергей (1952-1999) продолжил дело отца: работал в НПО машиностроения инженером-испытателем, заведовал кафедрой "Космические летательные аппараты и аэрокосмические системы" МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Долгое время имя и деятельность Челомея были засекречены. Широкую известность он получил только через несколько лет после смерти. В конце мая 2014 году издательство "Молодая Гвардия" выпустило книгу "Челомей" в знаменитой серии "Жизнь замечательных людей" (автор - Николай Бодрихин).

В честь него названы улица в Москве, площадь в Реутове. Одна из малых планет Солнечной системы носит его имя. Учреждена медаль им. В.Н. Челомея, которой отмечаются деятели науки и техники за выдающиеся работы в области ракетно-космической техники.

В России, Казахстане и Украине Челомею установлены памятники и мемориальные доски. 25 июня 2014 года на Аллее Героев космоса у Мемориального музея космонавтики на ВВЦ заложен камень на месте будущего памятника академику.