ТАСС-ДОСЬЕ. 24 февраля 2023 года в 03:24 мск Роскосмос планирует запустить с космодрома Байконур космический корабль "Союз МС-23" при помощи ракеты-носителя "Союз-2.1а". Запуск пилотируемого корабля будет произведен без экипажа, его стыковка с Международной космической станцией (МКС) намечена на 26 февраля. "Союз МС-23" заменит поврежденный "Союз МС-22", который доставил на МКС российских космонавтов Сергея Прокопьева, Дмитрия Петелина, который также является спецкором ТАСС, и американского астронавта Франциско Рубио. ТАСС подготовил материал о корабле серии "Союз МС".
Основные сведения
"Союз МС" ("МС" - "модернизированные системы") принадлежит к семейству космических кораблей "Союз" (первый пилотируемый запуск состоялся в 1967 году).
Головным разработчиком и изготовителем корабля является Ракетно-космическая корпорация "Энергия" им. С. П. Королева (РКК "Энергия"; город Королев, Московская область). Эскизный проект "Союза МС", разработанный по заданию Федерального космического агентства (ныне госкорпорация "Роскосмос"), был одобрен на заседании научно-технического совета РКК "Энергия" в августе 2011 года. Корабль создан на базе предыдущей модификации "Союз ТМА-М" (запуски проводились в 2010-2016 годах) путем глубокой модернизации.
"Союз МС" предназначен для доставки экипажей на МКС и возвращения их с орбиты обратно на Землю. Он выполняет роль корабля-спасателя в случаях вынужденной или аварийной эвакуации экипажа (при возникновении опасной ситуации на станции, заболевания или травмы космонавтов). Кроме того, "Союз МС" используется для доставки на МКС и возвращения с орбиты небольших грузов (научно-исследовательской аппаратуры и результатов экспериментов, личных вещей космонавтов и др.), а также для удаления со станции отходов в бытовом отсеке, который сгорает плотных слоях атмосферы при спуске корабля.
Характеристики корабля
Внешняя конфигурация "Союза МС" полностью соответствует кораблям двух предыдущих серий ("Союз ТМА" и "Союз ТМА-М"). Он состоит из трех отсеков: приборно-агрегатного, бытового и спускаемого аппарата.
Высота корабля - 6,98 м, максимальный диаметр - 2,72 м (диаметр спускаемого аппарата - 2,2 м), стартовая масса - до 7,22 тонны (масса спускаемого аппарата - около 2,9 т). "Союз МС" рассчитан на экипаж до трех человек (при росте космонавта 150-190 см и весе 50-95 кг), может доставлять на околоземную орбиту полезный груз весом до 200 кг, возвращать на Землю - до 65 кг (при экипаже из трех человек). Полетный ресурс корабля - 200 суток.
Для обеспечения безопасности экипажа при запуске "Союз МС" оснащен системой аварийного спасения (САС). Она позволяет сохранить жизни космонавтам в случае возникновения аварийной ситуации на ракете-носителе.
Стыковка корабля с орбитальной станцией, как правило, осуществляется в автоматическом режиме, но может проводиться также вручную (командиром корабля) с помощью телеоператорного режима управления (ТОРУ). Стандартной схемой сближения "Союза МС" с МКС является двухсуточная, когда корабль совершает 34 витка вокруг Земли. С апреля 2017 года стала применяться также укороченная схема - шестичасовая четырехвитковая (первым кораблем, отправленным по ней, стал "Союз МС-04", а впервые эта схема была применена в марте 2013 года на "Союзе ТМА-08М"). 14 октября 2020 года на "Союзе МС-17" впервые была опробована двухвитковая схема, по которой полет к станции длится немногим более трех часов. Прежде сверхкороткая схема прошла отработку на пяти грузовых кораблях "Прогресс МС".
Модернизация
В "Союзе МС" по сравнению с предыдущей модификацией обновлены практически все внутренние системы. Так, была усовершенствована система управления движением и навигацией, обеспечивающая связь с космонавтами на всем этапе полета. Благодаря ей обнаружение спускаемого аппарата занимает меньше времени.
Бортовая командная радиотехническая система "Квант-В" заменена на единую командно-телеметрическую систему ЕКТС-ТКА. Новая командная радиолиния обеспечивает прием сигналов через спутники-ретрансляторы "Луч-5". Это позволяет поддерживать связь с кораблем практически в любой точке орбиты, а не только над территорией РФ, где расположены наземные станции связи.
Вместо аппаратуры радиоконтроля орбиты применяется система автономной спутниковой навигации (АСН). С помощью АСН можно определять параметры движения "Союза МС" по сигналам от спутников навигационной системы ГЛОНАСС, что упрощает задачу точного определения координат и скорости корабля в космосе (без привлечения дополнительных наземных средств).
Модернизации подверглась также автоматическая система сближения и стыковки с орбитальной станцией. НИИ точных приборов (Москва) заменил свою же систему "Курс-А" на "Курс-НА" (НА - "новая активная"). В системе "Курс-НА" используются современные методы цифровой обработки сигналов. Она вдвое легче и в три раза энергоэкономичнее аппаратуры предыдущего поколения. Для надежности в состав стыковочного механизма введены дублирующие электродвигатели.
Используемая ранее система запоминания информации (СЗИ) на спускаемом аппарате корабля заменена на многоразовый черный ящик. Модернизированная система СЗИ-М разработана Научно-производственным объединением измерительной техники (г. Королев). Этот небольшой прибор располагается под креслом пилота, может использоваться для полетов до десяти раз и имеет ударотеплозащитный корпус, способный выдержать удар о землю со скоростью до 540 км/ч и температуру до 700 градусов Цельсия в течение 30 минут. С его помощью во время полета записывается техническая информация, физиологические параметры космонавтов и аудиоинформация.
Кроме того, "Союз МС" получил дополнительную защиту от космического мусора и микрометеоритов.
Статистика запусков
Запуски "Союза МС" осуществляются с космодрома Байконур, который Россия арендует у Казахстана. В 2016-2019 годах корабли выводились в космос ракетой-носителем "Союз-ФГ", пока она не была выведена из эксплуатации. С 2020 года пилотируемые "Союзы МС" стали запускаться при помощи "Союза-2.1а".
Впервые корабль этой серии был запущен на околоземную орбиту 7 июля 2016 года ракетой "Союз-ФГ". Через двое суток "Союз МС-01" доставил на МКС трех участников 48/49-й экспедиции. Первый запуск с помощью носителя "Союз-2.1а" состоялся 22 августа 2019 года, когда был выведен "Союз МС-14" без экипажа - на его борту находились различные грузы и человекоподобный робот Федор (Skybot F-850).
Всего по состоянию на 23 февраля 2023 года было проведено 22 запуска корабля, из них один аварийный. В том числе 21 раз "Союз МС" стартовал с экипажами на борту, один раз - в беспилотном режиме.
Предыдущий запуск состоялся 21 сентября 2022 года (16:54 мск), когда ракета "Союз-2.1а" вывела на орбиту Земли пилотируемый "Союз МС-22". Корабль, названный в честь основоположника теоретической космонавтики Константина Эдуардовича Циолковского (1857-1935), летел к МКС по двухвитковой схеме, он состыковался со станцией в тот же день. "Союз МС-22" ("К. Э. Циолковский") доставил на МКС участников 68-й основной экспедиции - россиян Сергея Прокопьева, Дмитрия Петелина и американца Франциско Рубио.
Инциденты
Аварией завершился запуск 11 октября 2018 года "Союза МС-10", который должен был доставить на МКС двух членов 57/58-й экспедиции: россиянина Алексея Овчинина и американца Ника Хейга. На 121-й секунде полета произошел сбой в работе ракеты "Союз-ФГ". Штатно сработавшая САС увела в сторону спускаемый аппарат корабля с экипажем. С помощью парашютной системы аппарат приземлился в 25 км от г. Жезказгана (Карагандинская обл., Казахстан). Овчинин и Хейг не пострадали, жертв и пострадавших от падения на землю деталей ракеты не было.
В 2018 году произошел инцидент с находившимся на орбите "Союзом МС-09" (входил в состав МКС с 8 июня по 20 декабря). 30 августа в корпусе бытового отсека корабля была обнаружена микротрещина размером около 2 мм, что привело к утечке воздуха с МКС. В ходе ремонтных работ дыра была заделана, и 31 августа находящийся на станции экипаж экспедиции МКС-56/57 - россиянин Сергей Прокопьев, немец Александер Герст и американка Серина Онон-Чэнселлор - вернулся к обычному режиму работы. Причину появления пробоины Роскосмос не разглашает.
ЧП с "Союзом МС-22"
15 декабря 2022 года при подготовке к выходу в открытый космос Сергея Прокопьева и Дмитрия Петелина было зафиксировано падение давления в системе терморегулирования пилотируемого "Союза МС-22", пристыкованного к МКС. Визуальный осмотр корабля со станции подтвердил утечку теплоносителя из внешнего контура, и выход был отменен. При этом тестирование систем "Союза МС-22" показало, что других неисправностей нет. В ходе изучения внешней обшивки корабля с помощью камер станционного манипулятора на радиаторе было обнаружено отверстие размером около 0,8 мм. По мнению специалистов, его наличие "доказывает причину произошедшего - внешнее повреждение". 11 января 2023 года Роскосмос заявил, что трубопровод радиатора был пробит спорадическим микрометеороидом. По словам главы госкорпорации Юрия Борисова, версия технического повреждения корабля при изготовлении не подтвердилась.
Было принято решение о сведении поврежденного "Союза МС-22" с орбиты без экипажа. В настоящее время его системы выключены, в обитаемый объем корабля время от времени подается охлажденный воздух из российского сегмента МКС. Сергей Прокопьев, Дмитрий Петелин и Франциско Рубио живут и работают в модулях МКС, посещая свой корабль только при необходимости.
Полет прибывших на "Союзе МС-22" участников экспедиции МКС-68 продлили до сентября 2023 года (ранее планировалось, что экипаж возвратится на Землю в конце марта 2023 года). Прокопьев, Петелин и Рубио вернутся из полета на "Союзе МС-23" (прежде на нем 16 марта планировалось отправить членов следующей экспедиции - МКС-69).
11 февраля 2023 года похожее повреждение получил грузовой корабль "Прогресс МС-21", который с 28 октября 2022 года находился в составе МКС. 18 февраля 2023 года он был отстыкован от станции и на следующий день сведен с орбиты. Как сообщил Роскосмос, случаи пробоя микрометеороидом космического корабля или орбитальной станции происходили ранее, но они никогда не приводили к серьезным последствиям.