ТАСС-ДОСЬЕ. В ночь на 1 марта 2023 года близ города Лариса в Греции пассажирский поезд компании Hellenic Train, следовавший по маршруту Афины - Салоники, совершил лобовое столкновение с грузовым составом. По последним данным, в результате погибли по меньшей мере 36 человек, пострадали - 85. ТАСС подготовил хронологию крупных железнодорожных катастроф на территории Евросоюза. Всего за последние 25 лет на железных дорогах ЕС произошло пять серьезных инцидентов такого рода, в которых погибли 20 и более человек (с учетом ЧП в ночь на 1 марта 2023 года).
3 июня 1998 года в Германии, на железнодорожной линии Ганновер - Гамбург, высокоскоростной поезд ICE (Intercity Express) на скорости 200 км/ч сошел с рельсов и врезался в опору бетонного моста близ города Эшеде. В результате столкновения и обрушения на вагоны фрагментов моста погиб 101 человек, 88 получили ранения. Сход с рельсов произошел из-за перевода стрелки одной из тележек после излома бандажа колеса, вызванного усталостными трещинами. Катастрофа в Эшеде остается крупнейшей по числу жертв аварией высокоскоростных поездов в мире.
22 сентября 2006 года высокоскоростной состав на магнитной подушке Transrapid, выполнявший пробный рейс с пассажирами на экспериментальной трассе близ города Латен (земля Нижняя Саксония, Германия), на скорости 170 км/ч врезался в находившийся на пути вагон технического обслуживания. Погибли 23 человека, еще 10 человек получили ранения. К катастрофе привели несогласованные действия диспетчеров и ремонтников, которые обслуживали трассу.
24 июля 2013 года испанский высокоскоростной поезд Alvia, следовавший внутренним рейсом из Мадрида в Ферроль, сошел с рельсов и получил значительные повреждения в 4 км от вокзала города Сантьяго-де-Компостела (автономное сообщество Галисия). В результате погибли 79 человек и 143 - пострадали. Катастрофа произошла из-за допущенного машинистом на кривом участке пути значительного превышения скорости (200 км/ч вместо разрешенных 80 км/ч). Как установило следствие, 52-летний машинист, который в результате катастрофы получил легкие ранения, в момент крушения разговаривал по мобильному телефону. Ему предъявлено обвинение в преступной халатности и непредумышленных убийствах. По состоянию на март 2023 года приговор по уголовному делу еще не вынесен.
12 июля 2016 года между населенными пунктами Корато и Андрия в окрестностях города Бари (область Апулия на юго-востоке Италии) на одноколейной железнодорожной линии произошло лобовое столкновение двух пассажирских поездов Stadler Flirt компании-оператора Ferromtraviaria. В результате погибли 23 человека (включая обоих машинистов), еще 54 пострадали. Согласно выводам комиссии экспертов, к катастрофе привела ошибка диспетчера. В целом в работе диспетчеров и машинистов были выявлены многочисленные нарушения. Было инициировано уголовное расследование в отношении двух начальников железнодорожных станций. По состоянию на март 2023 года о судебных процессах и приговорах в связи с катастрофой не сообщалось.