15 МАЯ, 19:56

История российско-китайских экономических отношений

Основой торгово-экономического сотрудничества двух стран является подписанный 16 июля 2001 года договор, характеризующий экономические отношения двух стран как "всеобъемлющее равноправное доверительное партнерство и стратегическое взаимодействие"

ТАСС-ДОСЬЕ. 16-17 мая президент РФ Владимир Путин совершит государственным визит в Китай по приглашению председателя КНР Си Цзиньпина. Согласно сообщению пресс-службы Кремля, лидеры двух стран обсудят вопросы всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, по итогам переговоров планируется подписание двусторонних документов.

ТАСС подготовил материал об экономических связях двух стран.

Договорно-правовая база

Основой российско-китайского торгово-экономического сотрудничества является подписанный 16 июля 2001 года Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, характеризующий экономические отношения двух стран как "всеобъемлющее равноправное доверительное партнерство и стратегическое взаимодействие" (продлен на пять лет в июне 2021 года). Раз в четыре года принимаются планы действий по реализации положений этого документа.

Товарооборот

В 2023 году, по данным Главного таможенного управления (ГТУ) КНР, товарооборот двух стран увеличился по сравнению с предыдущим годом на 26,3% и достиг $240,11 млрд - это рекордный показатель для двух стран за все время сотрудничества. Импорт из России в КНР за 2023 год возрос на 12,7% - до $129,14 млрд, экспорт из Китая в РФ увеличился на 46,9% и составил $110,97 млрд. За январь - апрель 2024 года объем китайско-российской торговли увеличился в годовом исчислении на 4,7% и достиг $76,58 млрд.

РФ экспортирует в Китай преимущественно энергоресурсы, металлы, древесину, сельскохозяйственную продукцию и морепродукты. Импортируются же из Китая преимущественно легковые и грузовые автомобили, бытовая электроника, экскаваторы, микропроцессорные блоки, одежда, обувь и товары широкого потребления.

Инвестиции

Основным механизмом взаимодействия двух стран в сфере инвестиций является специальная межправительственная комиссия по инвестиционному сотрудничеству. С 2012 года действует Российско-китайский инвестиционный фонд (РКИФ), созданный совместно Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) и Китайской инвестиционной корпорацией (China Investment Corporation, CIC).

В 2018 году был учрежден Китайско-российский фонд регионального развития с целевым капиталом около $750 млн, приоритетными направлениями для которого являются проекты в рамках сопряжения Евразийского экономического союза и инициативы "Один пояс - один путь", сотрудничество с северо-восточными провинциями Китая и регионами Дальнего Востока России.

В 2019 году РФПИ и CIC создали Российско-китайский технологический инвестиционный фонд с целевым объемом капитала $1 млрд для поддержки проектов по развитию перспективных технологий в ведущих отраслях экономики. 17 октября 2023 года было объявлено о создании РФПИ и партнерами из Китая совместного Фонда развития гражданской авиационной промышленности объемом 100 млрд рублей.

По данным Минэкономразвития РФ на декабрь 2023 года, Россия и Китай совместно реализуют 83 крупномасштабных проекта, объем инвестиций в которых оценивается в $200 млрд. Это значимые инвестиции, затрагивающие практически все сферы жизни - от аэропортов до портов, сельхозкомпаний, IT-инфраструктуры, здравоохранения.

Нефть

По итогам 2023 года РФ поставила в КНР 107 млн тонн нефти - на 24% больше, чем в 2022 году, что позволило России выйти на первое место по поставкам этого энергоносителя в КНР. В стоимостном выражении импорт нефти из России в КНР составил $60,6 млрд.

Россия поставляет нефть в Китай по ответвлению от нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО), транзитом через Казахстан и танкерами по морю, в частности, из порта Козьмино на Дальнем Востоке.

Ответвление ВСТО от Сковородино (Амурская область) до нефтеперекачивающей китайской станции Мохэ близ российской границы и далее до города Дацин (северо-восточная провинция Хэйлунцзян) было построено в 2011 году. На строительство трубопровода Банк развития Китая предоставил "Роснефти" и "Транснефти" кредит в размере $25 млрд на 20 лет в обмен на поставки в течение этого периода 300 млн тонн нефти. После введения в эксплуатацию в январе 2018 года второй ветки участка пропускная способность трубопровода увеличилась с 15 млн до 30 млн тонн в год. Через Казахстан Китай до недавнего времени получал 7 млн тонн российской нефти в год. В феврале 2022 года "Роснефть" и китайская нефтяная корпорация China National Petroleum Corporation (CNPC) подписали соглашение об увеличении транзита до 10 млн тонн нефти ежегодно в течение 10 лет. Сумма контракта составляет $80 млрд.

Природный газ

В декабре 2019 года по газопроводу "Сила Сибири" (восточный маршрут, часто называют "Сила Сибири - 1") началась транспортировка газа на внутренний российский рынок и на экспорт в Китай. Ответвление от газопровода в восточные районы Китая было построено на российско-китайской границе в районе Благовещенска и Хэйхэ, расположенного на противоположной стороне реки Амур. Контракт был подписан "Газпромом" и CNPC еще в мае 2014 года. Газ по восточному маршруту будет поставляться в течение 30 лет, проектная мощность трубопровода - 38 млрд куб. м газа в год, сумма контракта - $400 млрд. В 2022 году "Газпром" поставил в КНР по этой магистрали 15,5 млрд куб. м газа, в 2023 году объем поставок составил 22,7 млрд куб. м.

Второй проект предполагает транспортировку в КНР до 50 млрд куб. м газа в год по трубопроводу "Сила Сибири - 2". Маршрут планируют проложить через территорию Монголии в Синьцзян-Уйгурский автономный район на западе Китая (западный маршрут или "Союз Восток"). В январе 2022 года проект прошел стадию технико-экономического обоснования (рамочное соглашение подписано "Газпромом" и CNPC в ноябре 2014 года). Контрактное соглашение о поставках газа пока не подписано.

Третий проект предусматривает поставку газа с шельфа о. Сахалин по участку строящегося газопровода "Сила Сибири - 3" в район городов российского Дальнереченска и китайского Хулиня (дальневосточный маршрут). В феврале 2022 года "Газпром" и CNPC подписали договор на поставку по этому маршруту 10 млрд куб. м природного газа в год в течение 30 лет. 31 января 2023 года было подписано соответствующее межправительственное соглашение (ратифицировано Госдумой 31 мая 2023 года). В июне 2023 года "Газпром" и CNPC подписали техсоглашение по проекту. 1 ноября 2023 года "Газпром", CNPC и PipeChina договорились о проектировании и строительстве трансграничного участка. Пуск дальневосточного маршрута планируется не позднее 2027 года.

После выхода на полную мощность проектов "Сила Сибири" и "Сила Сибири - 3" объем поставок российского трубопроводного газа в Китай достигнет 48 млрд куб. м в год.

Сжиженный природный газ

Инвесторы из КНР участвуют в российских проектах по производству сжиженного природного газа (СПГ). Так, в декабре 2015 года Фонд Шелкового пути (китайский инвестиционный фонд, занимающийся реализацией инфраструктурных проектов) приобрел 9,9% акций "Ямал СПГ", а также выдал этому предприятию кредит на примерно $770 млн.

Несколько китайских компаний задействованы в проекте "Новатэка" "Арктик СПГ - 2" по производству СПГ на Гыданском полуострове. В январе 2022 года "Новатэк" подписал долгосрочные договоры на поставку СПГ с этого проекта с двумя китайскими компаниями: с Zhejiang Energy о поставках 1 млн тонн СПГ в год в течение 15 лет, с ENN Natural Gas - около 0,6 млн тонн в год в течение 11 лет.

По данным ГТУ КНР, в 2022 году Россия экспортировала в Китай 6,5 млн тонн СПГ (увеличение по сравнению с 2021 года примерно на 44%), по стоимости поставки выросли в 2,4 раза, превысив $6,74 млрд. По итогам 2023 года Россия заняла третье место среди крупнейших экспортеров СПГ в КНР, поставив в Китай 8 млн тонн, что на 23% больше, чем в 2022 году. При этом стоимость экспорта составила $5,2 млрд, что на 24,6% меньше, чем в предыдущем году.

Атомная энергетика

В 1998-2018 годах компания "Атомстройэкспорт" (подразделение госкорпорации "Росатом") построила четыре энергоблока с реакторными установками ВВЭР-1000 на Тяньваньской АЭС (в провинции Цзянсу на востоке страны). Их общая стоимость оценивается примерно в $3,5 млрд. Ядерное топливо для этой АЭС по контракту на сумму $1 млрд, рассчитанному до 2025 года, поставляет компания "ТВЭЛ" (входит в Росатом). Для сервисного обслуживания введенных мощностей российская и китайская стороны подписали соглашения на сумму свыше $50 млн. 7 марта 2019 года был подписан генеральный контракт на сооружение 7-го и 8-го энергоблоков (5-й и 6-й блоки Китай строит по собственному проекту) с реакторами ВВЭР-1200, которые относятся к новейшему поколению 3+. Строительство 7-го блока началось в мае 2021 года, 8-го - в феврале 2022 года. Ввод в эксплуатацию обоих блоков запланирован на 2026-2027 годы.

8 июня 2018 года "Атомстройэкспорт" и Китайская корпорация ядерной промышленности (China National Nuclear Corporation, CNNC) подписали протокол о сотрудничестве, а также рамочный контракт о сооружении 3-го и 4-го энергоблоков АЭС "Сюйдапу" в провинции Ляонин на северо-востоке КНР (1-й и 2-й блоки строит китайская сторона). Генеральный контракт на их возведение был подписан 5 июня 2019 года. Работы на 3-м блоке начались в июле 2021 года, на 4-м - в мае 2022 года. Они будут оснащены двумя реакторами ВВЭР-1200. Ввод в эксплуатацию намечен на 2027-2028 годы.

В ноябре 2018 года АО "ОКБМ Африкантов" (Нижний Новгород; предприятие входит в состав группы компаний "Атомэнергомаш" Росатома) и CNNC подписали контракты на участие в строительстве реактора на быстрых нейтронах CFR-600 в юго-восточной провинции Фуцзянь. Российская сторона взяла обязательство по поставке оборудования, предоставления лицензий на право пользования российскими расчетными кодами и по обучению китайских специалистов и осуществила экспертизу документации (возведением объекта занимались китайские специалисты). Ядерное топливо для первого запуска реактора было поставлено в 2022 году компанией "ТВЭЛ".

В марте 2023 года в ходе визита председателя КНР Си Цзиньпина в Россию, была подписана стратегическая программа развития взаимодействия в сфере атомных технологий до 2030 года.

Уголь

В октябре 2014 года Россия и КНР подписали дорожную карту по развитию сотрудничества в угольной сфере. В нее включен ряд проектов по освоению месторождений, в том числе в Забайкальском крае.

25 января 2024 года вице-премьер РФ Александр Новак заявил, что экспорт российского угля в Китай в 2023 году увеличился по сравнению с предыдущим годом на 52%. Согласно заявлению заместителя министра энергетики РФ Сергея Мочальникова от 16 апреля 2024 года, по итогам 2023 года экспорт российского угля в Китай превысил 100 млн тонн.

Сельское хозяйство

Китай является крупнейшим покупателем российских сельскохозяйственных и продовольственных товаров.

Согласно обзору федерального агентства "Агроэкспорт", объем взаимной торговли сельскохозяйственной продукцией между Россией и Китаем в стоимостном выражении в 2023 году вырос на 33,9% и составил $11,1 млрд.

Россия поставила в КНР 9,4 млн тонн сельхозпродукции, что в 2,3 раза больше, чем годом ранее. Доля Китая в общем экспорте российских сельскохозяйственных товаров составила 20,4%, в стоимостном выражении рост на 44,1% до $8,8 млрд. Основными экспортными продуктами в КНР были мороженая рыба (18%), рапсовое масло (17%), ракообразные (13,9%), подсолнечное масло (10,5%) и соевые бобы (7,8%). Китай покупает в России также мясо птицы, говядины, овес, гречку, семяна льна и льняное масло. В последние пять лет был значительно увеличен объем экспорта российского меда, шоколада, пива и мороженого.

Импорт сельхозпродукции из КНР в Россию в 2023 году вырос на 21,1%, достигнув 1,2 млн тонн, его стоимость возросла на 5,8% до $2,3 млрд. Россия в основном ввозила из Китая табак и его заменители (17,4%), обработанные овощи (5%), непищевые экстракты и природные смолы (4,7%), а также обработанные грибы (4%).

В июне 2023 года компания "Уралкалий" подписала соглашения о поставке в Китай около 3,5 млн тонн хлористого калия (используется как удобрение) в 2023-2025 годах. В октябре 2023 года РФПИ объявил, что инвестирует совместно с одним из крупнейших китайских холдингов более 6 млрд рублей в создание предприятия по переработке сельскохозяйственных культур в Красноярском крае (проектная мощность более 330 тыс. тонн продукции в год). Его ввод в эксплуатацию запланирован на 2026 год.

Транспорт

Важным транспортным проектом стало строительство первого железнодорожного моста между Россией и КНР - через р. Амур в районе села Нижнеленинское (Еврейская АО) и города Тунцзян (провинция Хэйлунцзян). Российские инвестиции составили около 9 млрд рублей (около $120 млн), китайские - 2,64 млрд юаней ($400 млн). Соглашение о строительстве было подписано правительствами РФ и КНР в мае 2013 года. В апреле 2019 года состоялась смычка российской и китайской части моста, в июле 2021 года были соединены железнодорожные пути российской и китайской частей моста. Движение было открыто в ноябре 2022 года. Пропускная способность сооружения - 21 млн тонн грузов в год.

В августе 2020 года были введены в эксплуатацию автомобильный мост и канатная дорога через Амур между Благовещенском и Хэйхэ. Концессионный договор о строительстве был подписан в июне 2016 года. Общая стоимость проекта оценена в 20 млрд рублей. В июне 2022 года по мосту открылось грузовое движение. Запуск пассажирского сообщения ожидается летом 2024 года. С января по ноябрь 2023 года по новым мостам через границу России и Китая были транспортированы 3,2 млн тонн грузов.

Согласно подписанному в 2017 году соглашению с "Мосинжпроект"(единый оператор строительства метро в Москве), российское подразделение китайской China Railway Construction Corporation Limited (CRCC) - компания "Си-ар-си-си рус" - участвовала в строительстве трех станций Московского метрополитена - "Мичуринский проспект", "Аминьевская" и "Проспект Вернадского". Сумма контракта составила почти 23 млрд рублей.

Взаиморасчеты в национальных валютах

Первым из коммерческих банков КНР, который начал операции по расчетам в юанях и рублях, стал Банк Китая (март 2003 года). В настоящее время в РФ работают дочерние структуры Сельскохозяйственного, Строительного и Торгово-промышленного банков КНР. В марте 2017 года в Москве открылся расчетно-клиринговый центр по операциям в юанях. В КНР функционируют несколько представительств российских банков, а также филиал Банка ВТБ в Шанхае, имеющий право на ведение операционной деятельности. Около 60 российских коммерческих банков имеют корреспондентские счета в китайских банках.

В октябре 2017 года на Китайской валютной торговой площадке (China Foreign Exchange Trade System, CFETS) начала действовать платежная система для проведения транзакций в юанях и российских рублях.

5 июня 2019 года было заключено межправсоглашение о переходе на взаиморасчеты в национальных валютах. Их осуществляют ВТБ и Торговый банк Китая, имеющие лицензии на соответствующую деятельность. В марте 2023 года президент РФ Владимир Путин заявил, что уже 2/3 товарооборота между РФ и КНР осуществляются в рублях и юанях. Однако в 2024 году расчеты усложнились из-за введения вторичных санкций со стороны США. По сообщению российских СМИ, ряд китайских банков с участием международного капитала частично или полностью прекратил принимать платежи в юанях из РФ (среди них Банк Китая, Промышленно-торговый банк Китая, Китайский строительный банк и другие).

Читать на tass.ru
Теги