Российско-итальянские экономические отношения. Досье
Италия - один из крупнейших торгово-экономических партнеров России в Европе
Российско-итальянские отношения строятся на основе Договора о дружбе и сотрудничестве от 14 октября 1994 г. и Плане действий от 10 февраля 1998 г. (рассчитан на период до 2017 г.).
Товарооборот
Италия - один из крупнейших торгово-экономических партнеров России в Европе, находится на четвертом месте по объему товарооборота после Китая, Германии и Голландии (2015 г.).
По данным Министерства экономического развития РФ, в 2015 г. товарооборот между странами составил 30,6 млрд долларов США (российский экспорт - $22,3 млрд, импорт - $8,3 млрд), сократившись по сравнению с 2014 г. на 36,2% (в 2014 г. - $47,9 млрд). Основная доля российских поставок приходится на газ, продукцию химической промышленности, продовольственные товары и сельхозсырье, черные и цветные металлы.
Основу российского импорта составляют машины, оборудование и транспортные средства, продукция химической промышленности, продовольственные товары и сельхозсырье, текстиль и обувь.
Санкции
На снижение товарооборота повлияли санкции, введенные Евросоюзом в отношении России в марте 2014 г., и ответные меры российского правительства в августе 2014 г. В 2015 г. из-за введения санкций Италия потеряла 3,6 млрд евро, а торговое эмбарго, введенное Россией, стоило сельскохозяйственному сектору Италии 240 млн евро.
В декабре 2014 г. на саммите ЕС председатель Совета министров Италии Маттео Ренци поставил вопрос об урегулировании отношений между Европой и Россией в ряд важнейших задач. 9 декабря 2015 г. Италия заблокировала автоматическое продление санкций ЕС против России.
Энергетика
Между Россией и Италией интенсивно развивается сотрудничество в топливно-энергетическом секторе. В 2014 г. "Газпром" поставил в Италию 21,7 млрд кубометров природного газа. При этом "Газпром" имеет право прямой продажи газа итальянским потребителям, а итальянская энергетическая компания Eni участвует в проектах в области разведки и добычи газа в России (по соглашению от 2006 г.).
С 2011 г. "Газпром" владеет 100% компании Promgas, закупающей российский газ и продающей его конечным потребителям в Италии. Страна получает российский газ на австрийском газовом хабе в Баумгартене, на который топливо поступает по газопроводам, проходящим через территорию Украины. В 2007 г. Eni и "Газпром" выступили учредителями проекта по строительству газопровода "Южный поток" для поставок российского газа в Европу через акваторию Черного моря (доля Eni в проекте составляла 20%).
Однако в декабре 2014 г. Россия отказалась от строительства "Южного потока" из-за неконструктивной позиции ЕС по газопроводу. В 2015 г. был подписан меморандум об оценке целесообразности строительства газопровода из России по дну Черного моря через третьи страны в направлении Греции, а потом в Италию. 24 февраля 2016 г. "Газпром", итальянская компания Edison и греческая DEPA подписали меморандум о поставках газа из России в Европу по дну Черного моря.
В 2012 г. Eni подписала соглашения с "Роснефтью" о стратегическом партнерстве в освоении нефтяных месторождений в Баренцевом и Черном морях (месторождения Вал Шатского на черноморском шельфе, Федынский и Центрально-Баренцевский участки в Баренцевом море). Однако из-за введенных против РФ секторальных санкций зарубежные партнеры "Роснефти" были вынуждены прекратить работу на шельфе.
В декабре 2013 г. "Лукойл" стал единоличным владельцем нефтеперерабатывающего комплекса ISAB (расположен в районе г. Приоло, Сицилия), завершив сделку по приобретению у компании ERG оставшихся 20% в совместном предприятии по управлению этим комплексом (соглашение о создании СП было подписано в 2008 г.). Также "Лукойлу" принадлежит 19 АЗС.
Авиационный и железнодорожный транспорт
Развивается сотрудничество в сфере самолето- и вертолетостроения и по модернизации железнодорожного транспорта. Основные партнеры России в этих областях - концерн Finmeccanica и входящие в него компании. В 2006 г. компании "Гражданские самолеты Сухого" и Alenia Aeronautica подписали соглашение о сотрудничестве в создании российского регионального самолета "Суперджет-100" и учредили СП "Суперджет интернэшнл" по продаже и послепродажному обслуживанию самолетов. В 2011 г. первый коммерческий "Суперджет-100" был введен в эксплуатацию. Портфель заказов составляет более 170 лайнеров, 66 самолетов уже находятся в эксплуатации.
В 2012 г. концерны "Вертолеты России" (входит в "Ростех") и "АгустаУэстленд" создали СП "ХелиВерт" (HeliVert) и наладили производство двухмоторного многоцелевого вертолета AW139 на заводе в подмосковном Томилино. В сентябре 2014 г. начал работу в РФ сервисный центр по обслуживанию AW139. В июле 2015 г. Роснефть", "Финмекканика" ("АгустаУэстленд") и "Вертолеты России" подписали соглашение о реорганизации СП "ХелиВерт". "АгустаУэстленд" получит 40% в СП, "Вертолеты России" - 30%, "Роснефть" - 30%.
СП будет заниматься сборкой многоцелевых вертолетов AW189, разработанных для шельфовых проектов, поисково-спасательных операций и других перевозок. "Роснефть" разместила заказ на поставку 150 вертолетов.
В апреле 2007 г. "Российские железные дороги", "Финмекканика" и "Трениталия" (Trenitalia) заключили договор о взаимодействии в области безопасности и управления движением на железных дорогах и о создании железнодорожных инфраструктур. В рамках реализации этих договоренностей в апреле 2009 г. РЖД и "Финмекканика" подписали контракт на оборудование железнодорожного участка Адлер-Красная Поляна системой контроля и безопасности движения "Итарус-АТС".
Автомобилестроение
Между странами реализуется ряд проектов в сфере автомобилестроения. В октябре 2011 г. ЗАО "Центр-Капитал" и лизинговая компания "Рототек" (Rototech) заключили договор о создании в г. Набережные Челны СП "Рототек-Кама" по выпуску пластиковых комплектующих для ПАО "КАМАЗ" и других предприятий автомобилестроительной промышленности. Выпуск серийной продукции начат в 2012 г.
В январе 2013 г. "Ростех" совместно с компанией по производству автомобильных шин Pirelli открыли высокотехнологичную линию по изготовлению автомобильных шин на базе Кировского и Воронежского шинных заводов.
Финансы
В ноябре 2014 г. Сбербанк и итальянский Mediobanca подписали соглашение о развитии долгосрочного сотрудничества в сфере инвестиционных проектов и торгового финансирования. В начале декабря 2014 г. "Газпром" заключил с банком UniCredit кредитное соглашение на сумму 390 млн евро.
Другие проекты
После присоединения Италии к антироссийским санкциям усилилось взаимодействие малого и среднего бизнеса.
В 2014 г. в Челябинске начало работу СП по производству металлоконструкций "СПК-Чимолаи" компаний ЗАО "КОНАР" и Cimolai. СП участвует в проектах по заказам группы "Газпром" и "Транснефть", также принимает участие в строительстве стадионов к чемпионату мира по футболу в России в 2018 г.
В 2015 г. итальянская компания Gruppo Manni запустила в г. Волжский завод по производству сэндвич-панелей, применяемых в строительстве.
В России работает более 400 компаний с итальянским капиталом. На 2015 г. итальянские капиталовложения в России составляют более $1,1 млрд, российские инвестиции в Италии – более $2,3 млрд.