29 марта 2015, 09:01,
обновлено 30 марта 2015, 16:01
Путь к Победе

К 70-летию завершения разгрома группировки немецких войск у Кенигсберга

Фотохроника ТАСС

ТАСС-ДОСЬЕ /Алексей Исаев/. 29 марта 1945 года войска 3-го Белорусского фронта завершили разгром группировки немецких войск юго-западнее Кенигсберга. Иногда эту группировку называли хайлигенбайльским "котлом" по наименованию города Хайлигенбайль. Остатки немецких частей, оттесненные на полуостров Бальга, побросав тяжелое вооружение, переправлялись на подручных средствах через залив Фриш-Гаф в Пиллау.

Хайлигенбайльский "котел" образовался в результате советского наступления в январе-феврале 1945 года. Прочная оборона, построенная немцами в Восточной Пруссии, и нелетная погода, мешавшая широкому использованию авиации для разгрома отходящих немецких колонн, не благоприятствовали быстрому разгрому. Немецкие войска были оттеснены к Балтийскому морю и рассечены на три очага сопротивления: на Земландском полуострове, в районе города Кенигсберг и в хайлигенбайльском "котле". Гитлер требовал продолжения боев в прижатых к морю "котлах" в рамках своей концепции "волноломов". Это была одна из полубезумных идей фюрера заключительного периода войны, он считал возможным сковать силы Красной армии такими "волноломами" из окруженных войск.

18 февраля 1945 года на поле боя в районе Мельзак был смертельно ранен и вскоре скончался командующий войсками 3-го Белорусского фронта генерал армии Иван Черняховский. Командование фронтом 21 февраля было возложено на Маршала Советского Союза Александра Василевского.

К этому времени советские войска, действовавшие в Восточной Пруссии, вследствие потерь имели большой некомплект, особенно в людях. Так, например, в 5-й армии численный состав стрелковых дивизий не превышал 2 700 человек, а во 2-й гвардейской армии - 2,5 тыс. человек при штатной численности 10-11 тыс. человек. В связи с этим Василевский приостановил наступление, чтобы пополнить войска людьми, техникой и боеприпасами, а после этого приступить к окончательному уничтожению окруженной группировки противника. Также решено было бить противника по частям. Первым предполагалось разгромить хайлигенбайльский "котел" как наиболее крупную и опасную с точки зрения контрударов группировку противника.

Подготовка к новой операции заняла около 20 дней. Наступление началось 13 марта. После 40-минутной артиллерийской подготовки атаки войска 3-го Белорусского фронта перешли в наступление. Дожди, туманы и превратившаяся в грязь почва сильно осложняли действия всех родов войск. В этих условиях авиация не могла действовать, возможности использования артиллерии были крайне ограничены, танки могли наступать только по дорогам. И все же, несмотря на неблагоприятные условия и ожесточенное сопротивление врага, войска 3-го Белорусского фронта прорвали его оборону на всех основных направлениях и медленно, но верно продвигались вперед.

Воспользовавшись некоторым улучшением погоды, советская авиация 18 марта поднялась в воздух и, совершив за день свыше 2,2 тыс. самолето-вылетов, в значительной мере способствовала успеху наземных войск. К 19 марта территория, занимаемая противником, сократилась до 30 км по фронту и 7-10 км в глубину, а к 24 марта она составляла 13 км по фронту и 2-5 км в глубину.

К исходу 26 марта побережье залива Фриш-Гаф было практически полностью очищено от противника, был ликвидирован наиболее крупный очаг сопротивления. Лишь в районе мыса Кальхольц задержались остатки разбитых немецких частей, их к 29 марта ликвидировали войска 5-й и 28-й армий. За период февральско-мартовских боев юго-западнее Кенигсберга войска 3-го Белорусского фронта взяли в плен около 50 тыс. человек. В целом боевые действия в Восточной Пруссии отличались особой ожесточенностью. 3-й Белорусский фронт за время с 13 января по 29 марта 1945 года безвозвратно потерял 1189 танков и самоходно-артиллерийских установок, что составляет свыше 93% наличия боевых машин к началу операции.

Последовательный разгром окруженных группировок позволял так же последовательно создавать гарантирующий успех перевес в силах и средствах. Завершив операцию по ликвидации южной группировки противника, советское командование усилило свои войска, действующие у Кенигсберга и на Земландском полуострове, тремя армиями (5-й, 50-й и 2-й гвардейской). Одновременно после ликвидации группировки противника в районе юго-западнее Кенигсберга высвободились крупные силы советских войск для решения других задач. В резерв были выведены 31-я, 3-я и 28-я армии, которые затем приняли участие в Берлинской операции.