16 ИЮЛ, 11:40

Платные дороги в России. История и регулирование

В стране плата взимается за проезд на участках дорог федерального и регионального значения общей протяженностью более 3 500 км

ТАСС-ДОСЬЕ. 16 июля 2024 года президент России Владимир Путин принимает участие в церемонии, на которой в строй вводится последний пусковой участок скоростной автомобильной трассы М-11 "Нева" на северном обходе Твери. Трасса становится непрерывной на всем протяжении от Москвы до Санкт-Петербурга.

ТАСС подготовил материал о платных дорогах в России.

Общие сведения

По состоянию на 16 июля 2024 года в России плата взимается за проезд на участках дорог федерального и регионального значения общей протяженностью более 3 500 км. Платные дороги действуют в 18 субъектах Федерации: Владимирской, Воронежской, Калужской, Ленинградской, Липецкой, Московской, Нижегородской, Новгородской, Псковской, Ростовской, Рязанской, Тверской, Тульской областях, Краснодарском крае, Татарстане Удмуртии, Чувашии, в Санкт-Петербурге и Москве.

История платных дорог в России

Впервые на законодательном уровне принцип платных дорог в России был закреплен в указе президента страны Бориса Ельцина от 8 декабря 1992 года "О строительстве и эксплуатации автомобильных дорог на коммерческой основе". 27 июня 1998 года главой государства был издан указ "О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования", которым был установлен порядок создания платных магистралей. В частности, плату можно было брать только при наличии свободного проезда по тем же направлениям по бесплатным дорогам.

Первая платная дорога в РФ

В качестве пилотного проекта по введению платы за проезд был выбран реконструированный в 1998 году 20-километровый участок трассы М-4 "Дон" - обход села Хлевное в Липецкой области (444-464 км). 22 апреля 1999 года распоряжением правительства РФ он был сделан платным. Стоимость проезда по нему составляла от 5 рублей для легковых автомобилей до 15 рублей для грузовиков. Спустя год длина платного участка была увеличена до 50 км - к нему присоединили обход города Задонска.

Закон о платных дорогах

8 ноября 2007 года Путин подписал закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации". В документе детально прописана процедура введения платы на дорогах и деятельность их концессионеров (для управления дорогами они могут привлекать операторов). В частности, регламентируется, что бесплатно этими дорогами могут пользоваться экстренные службы, транспорт общего пользования (за исключением такси) и транспортные средства организаций почтовой связи. На концессионера возлагается ответственность по поддержанию дороги в надлежащем состоянии.

Действующие платные дороги

Самой протяженной из российских платных автодорог является трасса М-4 "Дон" (Москва - Новороссийск). Плата взимается на участках общей длиной 1 179 км. Стоимость проезда по всем участкам для легковых автомобилей (здесь и далее - для легковых машин при оплате наличными без скидок) - до 4 250 рублей в зависимости от дня недели и времени проезда.

Второе место по протяженности после открытия движения до Казани занимает М-12 "Восток" - 811 км. Стоимость проезда от Москвы до Казани составит 4 998 рублей.

Третье место занимает скоростная автодорога М-11 "Нева" (Москва - Санкт-Петербург). Стоимость проезда без учета последнего участка составляет от 3 650 рублей (для легкового автомобиля во внепиковое время без учета скидок за проезд по транспондеру) до 11 070 рублей (для крупногабаритных транспортных средств в пиковые часы без скидок).

Четвертое место по протяженности принадлежит Центральной кольцевой автомобильной дороге (ЦКАД, А-113) в Москве и Московской области. Это кольцо замкнулось 8 июля 2021 года. Стоимость проезда по всем платным участкам (336,6 км) - 1 795 рублей.

Пятерку замыкают платные дороги в Псковской области. Их общая протяженность 226 км: Старый Изборск - граница с Эстонией, Остров - граница с Латвией, Опочка - граница с Белоруссией и Ольша - Невель. В отличие от других платных трасс в России, эти дороги были построены задолго до введения платного режима и не были реконструированы. Оператором платных дорог в области является региональный комитет по транспорту и связи. Стоимость проезда для легковых автомобилей по каждой из них составляет от 150 до 300 рублей.

Среди других платных автодорог в России: участки трасс М-1 "Беларусь" в Московской области (всего 66 км) и М-3 "Украина" в Калужской области (70 км), Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге (46,6 км). Платным является транзитное движение по Московскому скоростному диаметру (68 км). Распространена практика взимания платы за движение по новым мостам, паромным и понтонным переправам, участкам местных дорог, находящимися в частной собственности и т. д.

Операторы

Основная часть платных дорог в России находится в доверительном управлении у государственной компании "Автодор" (всего в платной эксплуатации - 3 068 км). Крупнейший оператор платных дорог - ООО "Объединенные системы сбора платы".

Транспондеры, "свободный поток"

До открытия первого платного участка ЦКАД оплата на платных дорогах в России осуществлялась только на специальных пунктах, где при оплате наличными или банковской картой необходимо останавливаться перед шлагбаумом. Альтернативно можно пользоваться транспондерами - устройствами, которые закрепляются на лобовое стекло автомобиля и позволяют проезжать пункты сбора платы без остановки, снижая скорость до 10-20 км/ч.

На ЦКАД, М-12, а также на проспекте Багратиона и МСД в Москве внедрена безбарьерная система оплаты проезда (free flow, "фри-флоу", с англ. "свободный поток"). Специальные рамки могут считывать регистрационные знаки или данные с транспондеров. В первом случае водителю необходимо оплатить проезд заранее или внести постоплату в течение пяти суток. Во втором случае сумма спишется со счета транспондера. Система позволяет фиксировать факт проезда без замедления автомобиля.

Читать на tass.ru
Теги