11 апреля 2015, 15:28

Православная Пасха в России. Справка

ИТАР-ТАСС/ Владимир Смирнов
12 апреля 2015 г. российские верующие отмечают главный православный праздник - Христово Воскресение

ТАСС-ДОСЬЕ. Пасха, или Христово Воскресение - главный православный праздник, посвященный воскресению Иисуса Христа. Само слово "пасха" в переводе с греческого языка означает "прехождение", "избавление".

Дата празднования ежегодно исчисляется по лунно-солнечному календарю. По решению первого Вселенского собора Христианских церквей в г. Никея (в настоящее время Изник, Турция) в 325 г., Пасха отмечается в первое воскресенье, следующее за первым полнолунием после весеннего равноденствия. Поэтому праздник не имеет постоянной календарной даты и отмечается каждый год в разные дни - как правило, между 4 апреля и 8 мая (22 марта по 25 апреля по старому стилю). Даты празднования Пасхи у православных и католиков различаются, так как западные христиане используют григорианский календарь, а православная церковь - юлианский.

Подготовка к празднику начинается во время последней недели Великого поста - Страстной. Особенное значение имеют четверг, пятница и суббота. Страстной Четверг посвящен духовному очищению. В этот день в храмах читают "историю страданий Христовых", во время службы прихожане стоят с зажженными свечами, от которых затем принято зажигать огонь в лампадах и хранить их до Пасхи. В четверг порядок наводят также и в доме. Кроме того, в этот же день начинают печь пасхальные куличи и красить яйца.

В Страстную Пятницу верующие вспоминают о распятии и мученической смерти Иисуса Христа, литургии не проводятся, вечером совершается служба с выносом плащаницы /полотнище с изображением Христа/. Это единственный день в году, когда в церквях не звонят в колокола. В пятницу и субботу соблюдающим Великий пост запрещено принимать любую пищу.

Пасхальные торжества начинаются в полночь между субботой и воскресеньем. В православных храмах до начала пасхальной службы верующие ждут Благодатного огня, который священнослужители доставляют из Храма Гроба Господня в Иерусалиме. От него зажигаются церковные свечи, многие уносят лампаду с огнем домой, где стараются поддерживать его в течение года.

Богослужение обычно начинается около 11 вечера и длится несколько часов. Первая его часть называется Полунощница, во время которой читаются Деяния Апостолов. В алтарь на престол кладут плащаницу, которая будет находиться там до праздника Вознесения Господня. О начале праздника перед полуночью возвещает колокольный звон - Благовест. Ровно в полночь начинается торжественная заутреня (ранняя служба). Под колокольный звон священнослужители и прихожане трижды совершают шествие вокруг храма (крестный ход) - против солнца или против часовой стрелки, что символизирует следование навстречу воскресшему Спасителю. При этом произносится пасхальное приветствие и ответ на него: "Христос воскресе" - "Воистину воскресе".

Затем служится Божественная литургия, после которой верующие причащаются (принимают хлеб и вино как символ тела и крови Христа).

В течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают яйца, куличи, творожные пасхи и др. Обычай красить яйца широко распространен у славянских народов, основной цвет - красный. Эта традиция во многом связана с весенними языческими культами, где яйца символизировали Солнце и начало новой жизни. В христианстве ее часто связывают с притчей о Марии Магдалине, которая подарила римскому императору Тиберию яйцо как символ воскрешения Иисуса Христа. Император ответил, что поверит в чудо, если белое яйцо станет красным, и оно изменило цвет.

Окрашенные в один цвет яйца ("крашенки") и расписанные узорами ("писанки") принято дарить родным и гостям.

Согласно церковным канонам, в день Пасхи не полагается ездить на кладбище и совершать панихиды. Посещение кладбищ в Светлое Воскресение, оставление на могилах еды и яиц - традиция, широко распространившаяся в России в советские времена. Посещать могилы близких церковь рекомендует на Красную Горку - первое воскресенье после Пасхи.

Все сорок дней - с Пасхи до Вознесения - являются праздничными, но наиболее торжественно отмечается первая неделя. Она называется Светлой, как и каждый из ее семи дней. В это время ежедневно проводятся службы, ведущие в алтарь двустворчатые двери, называемые "царскими вратами", открыты весь день, и повсюду звонят колокола. По ранее существовавшей традиции, в колокола мог звонить в эти дни любой желающий, поэтому пасхальный звон не смолкал всю неделю. Считалось также, что добрые дела, совершаемые в эти дни, помогают очиститься от грехов.